Термин «город-призрак» в Советском Союзе активно начали использовать после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Жителям ближайшего населённого пункта пришлось спешно покинуть заражённую территорию, но Припять была в стране далеко не первым городом на карте, который быстро опустел.
Шахтёрские посёлки и военные городки
Авария на ядерном объекте – не единственная причина, по которой процветающий город может превратиться в город-призрак. Так, в СССР с завидной регулярностью пустели рабочие посёлки шахтёров, которые забрасывали после закрытия или истощения шахт. Яркие примеры – Хальмер-Ю и Промышленный (Республика Коми), Старая Губаха и Юбилейный (Пермский край).
Также городами-призраками часто становились бывшие военные городки. Они пустели после закрытия военных частей. Это Корзуново, где служил Юрий Гагарин, Семипалатинск-4, заброшенный после вывода войск из Казахстана. В этих населённых пунктах было всё для жизни: детские сады, школа, стадион, магазины и дома культуры.
Природные и техногенные катастрофы
Стирали с лица земли города и природные катаклизмы. Нефтегорск (Сахалинская область) оказался разрушен в мае 1995 года после землетрясения силой 7,6 балла. Тогда погибло более двух тысяч жителей и власти приняли решение населённый пункт не восстанавливать.
Жертвой техногенных катастроф стала не только печально известная Припять. Посёлок городского типа Кадыкчан в Магаданской области построили заключённые для горняков, добывающих уголь. Но в 1996 году на шахте произошёл взрыв. Посёлок закрыли, а жители сменили прописку. Переезжать пришлось второпях, а поэтому обитатели Кадыкчана успели взять с собой только самое необходимое. Многие вещи они бросили в своих квартирах – на радость вандалам и сталкерам. Кстати, у последних Кадыкчан пользуется популярностью. Любители острых ощущений считают его как хорошо сохранившимся, так и доступным – всего в пяти километрах от федеральной трассы «Колыма».