03/06/22

Импичмент Ельцину: за что хотели «убрать» первого президента РФ в 1999 году

Принято считать, что для российской политической реальности импичмент является чем-то экстраординарным. В последние годы отрешение главы государства от власти и правда выглядит нереальным, зато первого президента РФ Бориса Ельцина пытались «убрать» трижды: два раза в 1993 году и ещё раз – в 1999-м. Причём последняя попытка представляется самой авантюрной.

Дело жизни

Инициаторами последнего в современной истории России импичмента считаются депутаты от КПРФ. Коммунисты в 1990-е и правда жёстко оппонировали исполнительной власти и внесли существенный вклад в то, чтобы процедура как минимум дошла до логического завершения в Государственной Думе. Но сама идея отрешить Бориса Ельцина от должности исходила от генерала Льва Рохлина, депутата от фракции «Наш дом – Россия» и председателя думского Комитета по обороне.

В апреле 1998 года, когда в стране после отставки премьер-министра Виктора Черномырдина разгорелся правительственный кризис, Рохлин начал сбор голосов за отставку президента. Очень скоро ему удалось собрать большую часть необходимых для этого подписей депутатов, однако в июле генерал при очень странных обстоятельствах был убит. По версии следствия, во время семейной ссоры его застрелила жена, Тамара.

Впрочем, кончина инициатора не повлияла на уже запущенный процесс. Ещё при жизни Льва Рохлина его начинание поддержал председатель Комитета Госдумы по безопасности, коммунист Виктор Илюхин. К тому же со временем поводов для отставки появлялось всё больше: к правительственному кризису позднее добавились конфликт из-за антикризисной программы правительства Сергея Кириенко в июне-июле, дефолт 17 августа. Наконец, всё негативное отношение к действующему главе государства проявилось на всероссийской акции протеста 7 августа, которая прошла под лозунгом «Ельцина в отставку!».

В июне 1998 года в нижней палате была создана специальная комиссия во главе с другим депутатом от КПРФ Вадимом Филимоновым, а к весне 1999 года подписей набралось достаточно, чтобы начать процедуру импичмента.

Пять причин

Для коммунистов вопрос отрешения президента от власти всегда был своего рода идеей фикс, и за очередную возможность они схватились, словно за палочку-выручалочку. При этом почти сразу стало понятно, что речь идёт о политической, а не о правовой оценке деятельности главы государства. Как объяснял Филимонов, комиссия «не суд», и поэтому для выдвижения обоснованных обвинений ей достаточно «лишь установить наличие некоторых отдельных признаков преступлений». В итоге депутаты выдвинули аж пять пунктов обвинения: «развал СССР», «разгон Верховного Совета в 1993», «Война в Чечне», «ослабление обороноспособности страны», а также «геноцид русского народа».

Такие формулировки выглядели явно слабыми, поскольку после попыток 1993 года порядок импичмента был сильно усложнён. Помимо Госдумы, в процесс также был вовлечен Совет Федерации, Верховный и Конституционный суды. И даже если бы депутаты проголосовали за отстранение президента от власти, то в предложенном виде обвинения вряд ли прошли бы «судебный» фильтр. Ведь КС РФ должен был провести проверку на предмет отсутствия процедурных нарушений, а ВС РФ — на предмет наличия фактов преступления.

Однако в КПРФ продолжали настаивать на своём. «Он (Ельцин – прим. ред.) хотел вытравить из сознания людей… предшествующую концепцию развития общества. Вытравить через уничтожение определенных групп людей – носителей этих убеждений», – уверял на одном из думских заседаний Илюхин.

С признаками тяжких преступлений

По мнению членов комиссии, каждое выдвинутое обвинение имело «признаки» тяжких преступлений. Так, подписание Беловежских соглашений, приведшее к распаду СССР, рассматривалось как государственная измена. Депутаты-коммунисты считали, что Ельцин предал Родину «путём подготовки и организации заговора с целью неконституционного захвата союзной власти, упразднения действовавших тогда союзных институтов власти, противоправного изменения конституционного статуса РСФСР». Отмечалось, что все «переходные» указы – о переподчинении союзных органов республиканским, передаче банков, почты и телеграфа и другие – противоречили действовавшему тогда Основному закону.

В то же время указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» расценивался как государственный переворот. При этом президента также обвиняли в человеческих жертвах, к которым привело использование вооружённых сил при расстреле Белого дома.

В аналогичном ключе комиссия объясняла и обвинения в «развязывании войны в Чечне». Там подчёркивали, что в ноябре-декабре 1994 года Ельцин превысил свои властные полномочия, подписав указы, предусматривающие ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также отдав приказ на проведение военных действий на территории республики.

«Ослабление обороноспособности и безопасности страны» связали с военной реформой 1997-1999 годов. Резкое сокращение финансирования вооружённых сил, были уверены члены комиссии, не сопровождалось реальными преобразованиями. Как итог, армия была поставлена на грань социального взрыва, к 2000 году численность войск сократилась на 30 процентов, тогда как военный бюджет в реальном исчислении – на 50.

Наиболее спорной была аргументация последнего пункта – «геноцида русского народа». Его подтверждали статистическими данными о естественной убыли населения, снижении числа новорождённых, обнищании основной части населения. При этом заявление о том, что Ельцин сознательно проводил политику, направленную на ухудшение уровня жизни граждан, всё же выглядело бездоказательным.

Когда больше — не лучше

Вероятно, если бы депутатская комиссия, которая формулировала обвинение, ограничилась только «войной в Чечне» и «событиями 93-го года», то шансы на продолжение процедуры за пределами стен Госдумы были бы выше. Это вполне могло увеличить интерес депутатов к голосованию и консолидировать разные группы. Например, представители «Яблока» принимали непосредственное участие в работе по импичменту, но партия изначально не поддерживала пункты про развал СССР, «ослабление обороноспособности» и «геноцид». Как итог, в день Х – 15 мая 1999 года — «яблочники» голосовали не очень активно. И даже коммунисты, считавшиеся главной оппозиционной партией, голосовали за отрешение президента от власти не в полном составе.

В результате ни по одному из представленных пунктов не удалось набрать необходимых для импичмента голосов 2/3 из 450 депутатов. За самый неочевидный пункт – «геноцид русского народа» — ожидаемо проголосовало меньше всего законодателей – 238. Наибольшее количество голосов – 283 — набрало обвинение в войне в Чечне, но и этого оказалось недостаточно для продолжения процедуры.

Борис Ельцин удержался в президентском кресле. Правда, всего через несколько месяцев он добровольно покинул свой пост, выбрав преемником на тот момент ещё мало кому известного председателя Правительства Владимира Путина. Но это уже совсем другая история.