18/03/25

Индустриальное чудо СССР: 7 западных компаний, которые его обеспечили

Советскому Союзу пришлось развивать промышленность практически с нуля. Большевики понимали, что сделать это быстро, полагаясь лишь на отечественные ресурсы, не получится. Тогда в страну по приглашению прибыли около 20 тысяч иностранных специалистов, которые фактически обеспечили в короткий срок «индустриальное чудо».

Ford Motor Company

Одним из главных партнёров советской власти стала американская компания Ford Motor Company. Корпорация поставляла в СССР оборудование, кадры и машины. Репутация фирмы в мире привела к тому, что «фордизм» стал главным направлением первой пятилетки. Генри Форд в журнале «National Business» за 1930 год отмечал – строительство в первом мире социалистическом государстве крупных автозаводов фордовского образца положительно скажется на развитии страны.

Austin Company

Строительный проект ГАЗа выполнила фирма The Austin Company. Но сотрудничество сопровождалось постоянными конфликтами. Представители советского «Автостроя» были недовольны тем, что намеченные сроки выполнения тех или иных работ постоянно срываются, а труд рабочих используется неэффективно. Инженер Гарри Майтер признавался – задуманное на советской земле осуществить оказалось непросто. Приезжим специалистам пришлось вложить в реализацию проекта куда больше средств и сил, нежели в аналогичные в США. При этом коллеги из СССР, несмотря на все недомолвки, признавались – без The Austin Company построить завод и вовсе бы не удалось.

Albert Kahn Incоrporation

Архитектурно-строительная фирма Albert Kahn Incorporation обеспечила строительство более 550 промышленных объектов на территории СССР. В её «послужном списке» – Челябинский и Сталинградский тракторные заводы.
Контракт на 2 млрд долларов (сегодня это примерно в 130 раз больше) Стройобъединение ВСНХ СССР с фирмой крупного американского предпринимателя Альберта Кана заключило в 1930 году. Так Albert Kahn Incorporation стала главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству.
В рамках сотрудничества в СССР был основан «Госпроектстрой», где работало 25 американских инженеров и около 2,5 тысячи советских сотрудников.
Опыт был признан положительным. После окончания срок действия контракта в Советском Союзе продолжили появляться заводы, построенные по чертежам американской фирмы.

Siemens

Немецкий концерн Siemens обеспечивал поставку оборудования и техническое консультирование советских специалистов. Среди крупных проектов – подготовка строительной площадки Днепровской ГЭС. Кроме того, для других энергетических объектов СССР германская фирма поставляла паровые турбины мощностью от 44 000 до 55 000 кВт. Специалисты Siemens внесли свой вклад и в строительство московской подземки.

General Electric

International General Electric занималась электрификацией промышленных объектов в СССР, а также реализации плана ГОЭЛРО – государственной программы по обеспечению электричества всей страны. В страну начали поставлять всё необходимое для электрификации оборудование, а в начале 30-х годов в Советский Союз прибыли первые локомотивы General Electric.

Junkers

С немецкой фирмой Junkers правительство РСФСР заключило сразу три договора 26 ноября 1922 года. Подрядчик должен был наладить транзитное воздушное сообщение Швеция – Персия, аэросъëмку и производство металлических самолётов и моторов на территории России.
Для реализации третьего договора Junkers получил Русско-Балтийский завод в Филях (сегодня это завод им. Хруничева). Договор предусматривал выпуск 300 самолётов в год, при этом РСФСР обязалась закупать 60 воздушных судов ежегодно.
Но для Хьюго Юнкерса такое сотрудничество оказалось невыгодным. Себестоимость самолётов оказалось вдвое больше оговоренных цен. В результате договор расторгли, но России остался «мощный завод в Филях, входящий в общий план развития военных воздушных сил».

Arthur McKee of Cleveland

На строительстве знаменитой «Магнитки» (Магнитогорского металлургического комбината) трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии. Подрядчиком же выступила американская компания Arthur McKee. Прототипом завода стал металлургический комбинат U.S. Steel Corporation, в городе Гэри (штат Индиана, США).
31 января 1932 года во время пуска первой догмы произошла авария – из-за сильного мороза прорвало трубу в одном из колодцев, а из кладки вырвался раскалённый газ. После этого инцидента договор с американскими бизнесменами был расторгнут, но доменные печи фирмы McKee работают на Магнитке и в настоящее время.