В начале декабря 1997 года на Иркутск рухнул Ан-124 — один из самых больших самолетов в мире. Без преувеличения всемирно известный «Руслан», который установил немало рекордов, упал через несколько секунд после взлета прямо на жилые дома. До сих пор причины катастрофы являются предметом спора между специалистами.
Самолет «Руслан» был построен в 1984 году для доставки тяжелых и крупногабаритных грузов и развивал скорость 800-850 км/ч. Подобную скорость самолету обеспечивали четыре турбореактивных двухконтурных двигателя. Кроме того, для удобства погрузки и выгрузки различной техники (например, автобусов или самолетов) шасси «Руслана» было оборудовано специальной системой "приседания". По мнению специалистов, уникальный Ан-124 тогда опередил свое время.
Поэтому неудивительно, что за первые 3 года эксплуатации «Руслан» установил 22 мировых рекордов. «Руслан» несколько раз попадал в Книгу рекордов Гиннесса. Именно на этом самолете в 1990 году летчик Лев Козлов совершил свой знаменитый кругосветный полет. В Книге Гиннесса также была зафиксирована транспортировка электрогенератора компании «Сименс» весом 135,2 тонны из немецкого Дюссельдорфа в индийский город Дели, которую тоже осуществил «Руслан».
Транспортировку двух российских истребителей Су-27 общей массой около 40 тонн из Иркутского производственного объединения во Вьетнам решено было доверить именно «Руслану». Тем более, что командиром экипажа Ан-124 являлся опытный пилот, подполковник Владимир Федоров. Всего же на борту воздушного находились 23 человека: 8 членов экипажа и 15 пассажиров. 6 декабря 1997 года на авиационном заводе на борт «Руслана» погрузили истребители. Взлет осуществлялся с аэродрома предприятия, который полностью соответствовал всем необходимым требованиям. Погодные условия тоже были благоприятными.
Уже спустя 20 секунд после взлета «Руслан» рухнул на жилой квартал Иркутска. В результате этой трагедии оказался полностью разрушен четырехэтажный дом, были частично повреждены еще два жилых дома, школа-интернат, а также здание средней школы. По данным, которые приводит Прокопенко, авиакатастрофа унесла жизни 76 человек. Причем среди погибших были и учащиеся школы-интерната. Понятно, что для расследования причин крушения самолета была тут же создана специальная комиссия.
Как пишет Николай Якубович в своей книге «Супергиганты Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия"», выяснилось, что после взлета в течение восьми секунд из строя один за другим вышли сразу три двигателя «Руслана». По словам Якубовича, подобные случаи являются редкостью в авиации. Согласно версии разработчика двигателей, такую «реакцию» могло вызвать некачественное топливо, имевшее в своем составе слишком много воды. Эта вода при минусовой температуре попросту замерзла. Образовавшийся лед в свою очередь перекрыл проход топлива через фильтры. По утверждению конструктора Ф. М. Муравченко, он вместе со своими коллегами экспериментальным путем доказал состоятельность данной версии, но остался не услышанным.
Официальной причиной трагедии, произошедшей в Иркутске, была названа техническая недоработка. Комиссия пришла к выводу, что вследствие перепада температур от воздушного радиатора откололась крошечная часть. Эта часть и пустила вразнос стартер двигателя. Иными словами члены комиссии объявили виновниками специалистов, работавших над двигателями. Так это или нет, эксперты спорят до сих пор. Однако никаких сомнений не вызывает тот факт, что пилоты, которые уже не надеялись выжить сами, все же постарались отвести «Руслана» от жилых районов города.