«История государства Российского» – монументальный труд Николая Карамзина, охватывающий период с IX до начала XVII веков. Данное произведение оказало огромное влияние на историческую науку в России, ведь факты, описанные в нём, до сих считаются истиной в последней инстанции. Но встречаются и ошибки…
История на заказ
Издание первых восьми томов «Истории» император Александр I финансировал лично. Огромный по тем временам тираж раскупили в первый же месяц, после чего на автора обрушился шквал критики со стороны российских литераторов и публицистов. Мол, Карамзин осветил жизнь народа через призму биографий исторических лидеров и элиты. Даже Александр Пушкин намекал на заказной характер произведения.
Кому-то не понравился литературный язык Карамзина. Критики обращали внимания – многие исторические события учёный описывал так, как это делали авторы художественных романов.
Отмечалась и «ангажированность» Николай Михайловича. Так, многие замечали его любовь к монархизму (правители представляются как сверхлюди с предопределённой судьбой) и всему европейскому.
Аргументы без фактов
Согласно описаниям Карамзина, Русь – это окраина Европы, которая всегда стремилась ей во всём соответствовать. Кроме того, её он представлял как территорию, населённую варварами. Ничего удивительного, ведь в момент написания «Истории государства Российского» надёжных источников получения информации просто не существовало, а поэтому Карамзину приходилось многое домысливать. Сегодня же доподлинно известно – славяне задолго до крещения Руси были одним из прогрессивных народов мира.
Современные историки уверены, что государственность у славян существовала намного раньше, чем на это указывает автор. По мнению Карамзина, русское государство появилось в момент приглашения Рюрика править славянскими племенами. На самом же деле, его позвали для обороны границ.
Придумал Карамзин и слово «иго». В своей «Истории» он не упоминает про общий быт, добрососедские отношения, стирание границ – то есть всё то, без чего трёхсотлетнее проживание бок о бок даже в формате «захватчик – жертва» невозможно.
В сочинении Николая Михайловича Иван IV – это царь-садист, для которого казни и пытки являются чуть ли не развлечением. Но Карамзин не указывает, что именно при Грозном Россия стала полноценным, крепким экспансивным государством.
А Бориса Годунова историк и вовсе сделал убийцей царевича Дмитрия, хотя доказано – царевич погиб в результате несчастного случая.

