На протяжении всей Холодной войны с целью получить уникальные сведения стороны то и дело нарушали воздушные, морские, сухопутные границы. Одно из таких незаконных проникновений на территорию чужого государства произошло в 1968 году. Ранним утром 1 июля на остров Итуруп – второй от японского Хоккайдо клочок суши Курильской гряды – поступила информация о том, что американский самолёт пересёк государственную границу СССР и приземлился на военном аэродроме.
Добро пожаловать!
В самый разгар войны во Вьетнаме американский самолёт Дуглас ДС-8, принадлежавшей одной из американских транспортных компаний, якобы из-за неисправного навигационного оборудования сбился с маршрута. Правда, позже стало известно, что японские диспетчеры безуспешно предупреждали экипаж воздушного лайнера об отклонении от курса по радио.
Подполковник Ярослав Хиров, находящийся в тот день на острове Итуруп за командира полка, оперативно связался сначала со штабом дивизии на Сахалине, потом с Хабаровском, где ему дали приказ не сбивать самолёт-нарушитель, а посадить его.
Уже через минуту в воздух поднялось дежурное звено МиГ-17, которое настигло американский самолёт и показало манёвром знак, означающий нарушение границы. В ответ – тишина. Нарушитель лишь прибавил скорость и предпринял попытку уйти на недоступную высоту. Изменили своё поведение непрошенные гости только после предупредительного залпа из трёх орудий. Так воздушное судно оказалось на военном аэродроме «Буревестник».
Гости из Нового Света
Командир американского экипажа Джозеф Тальзанини на русском языке не смог вымолвить ни слова. На помощь была вызвана учительница английского языка, которую американец также не понял. В итоге Хирову и Тальзанини пришлось общаться на немецком, который каждый из них хоть немного, но знал. Выяснилось, что ДС-8 перевозил во Вьетнам более двухсот американских солдат, направляющихся из отпусков и госпиталей к месту прохождения службы.
Тут из Москвы поступил приказ «Задержать американцев до особого распоряжения министра обороны Андрея Гречко». Но сказать и сделать – совершенно разные вещи. У советской стороны не было ни военных, которые могли бы охранять такое количество людей, ни помещений для их содержания. Так и пришлось нарушителям довольствоваться местным клубом и одним из зданий аэродрома.
Вашингтон незамедлительно принёс Москве извинения, объяснив инцидент тем, что нарушение воздушного пространства СССР было непреднамеренным. Естественно, им мало кто поверил. Самолёт досконально изучили, командиров допросили и только на третьи сутки приняли решение отпустить курсом на Токио.
Самолёт дозаправили горючим и загрузили в него большое количество воды и пищи. Гости же попытались проявить западную порядочность. Вице-президент авиакомпании предлагал советским военным выписать чек за залитые в баки пять тонн авиационного керосина, но его безуспешные попытки наших соотечественников только забавляли.