14/04/20

Иван Смирнов: лётчик, который стал героем в России и Голландии

Этот интернациональный летчик-ас за обе мировые войны ХХ века снискал славу в двух странах – в России и Нидерландах. Полный кавалер российского Георгиевского креста, кавалер орденов Святых Георгия, Анны и Станислава, эмигрант Иван Смирнов получил ордена Оранье Нассау (Нидерланды), Белого орла (Сербия), французский Военный крест и нидерландский крест Авиатора.

«Летающий туз»: крестьянский сын, ставший асом

В книге «Летающие тузы. Российские асы Первой Мировой войны» (коллективное авторство, санкт-петербургское издательство, 2006 год) пишут, что Иван Смирнов родился в 1895 году в деревне под Владимиром. В Первую Мировую был пехотинцем, первого своего Георгия заслужил в жесточайшей схватке в Лодзинской операции, в которой оказался в числе немногих выживших. Спустя две недели была очередная кровавая атака, где Ивана Смирнова тяжело ранило.

После лечения в петроградском госпитале (была угроза ампутации ноги) пехотинец подал рапорт о направлении в гатчинскую авиашколу. С августа 1915 года Иван Смирнов учился летному делу в Гатчине, в школе Московского общества воздухоплавания. В сентябре 1916 года ефрейтор Смирнов сдал летный экзамен и был зачислен пилотом на двухместный разведчик «Ньюпор-10» 17-й артиллерийской бригады, дислоцировавшейся под Луцком. В январе 1917 года экипаж унтер-офицера Смирнова сбил австро-венгерский истребитель «Авиатик», а в мае того же года пилот деревянного моноплана «Моран "Монокок"» Иван Смирнов изрешетил пулеметом германский «Альбатрос» и заставил его приземлиться на нашей территории. Обоих немецких пилотов удалось захватить в плен. Смирнов за этот бой получил звание прапорщика.

Русский ас продолжал воевать и после Февральской революции. На своем «Ньюпоре-17» он совершал неоднократные успешные боевые вылеты в небе Украины, сбивая австрийские самолеты, 24 сентября прапорщик (к тому времени заслуживший звание военлета) Смирнов сбил, согласно рапорту командования, уже шестой по счету вражеский истребитель, за что получил Золотое Георгиевское оружие. До ноября 1917 Смирнов округлил свой боевой счет до 10 сбитых единиц воздушной техники противника.

Бегство за границу

В декабре 1917 года, после заключенного перемирия с немцами, как гласит запись в дневнике авиагруппы, где служил военлет прапорщик Смирнов, он «со товарищи» дезертировал из отряда. Помотавшись по охваченной революцией России, Иван Смирнов добился получения заграничного паспорта и попытался добраться до Англии. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что Смирнов некоторое время воевал в армии Деникина, потом опять оказался за границей. Зарубежные злоключения эмигранта (русскому асу пришлось объехать многие страны, прежде чем он добрался до Голландии) окончились с трудоустройством в Королевские Голландские Авиалинии (KLM) в начале 20-х годов.

Голландский «пионер»

Так Ивана Смирнова в своем очерке называет голландский публицист Ганс Кроль. Русский ас действительно был автором ряда рекордов авиаперелетов. В 1928 году на самолете компании KLM он совершил первый регулярный рейс Амстердам-Батавия, а в 1933 году на Fokker 18 («Пеликан») за 8 дней – в голландскую Ост-Индию (туда и обратно, это был мировой рекорд).

В 1938 году в Амстердаме вышла автобиографическая книга русского пилота «Смирнов рассказывает», ее несколько раз переиздавали. В Голландии в 1925 году Смирнов женился на актрисе Марго Линнет.

«Дуглас» с алмазами

Самая известная история, связанная с военной биографией Ивана Смирнова, касается доставки им алмазов в Австралию в 1942 году. К тому времени капитан Смирнов служил в военно-воздушных силах Голландии и занимался грузопассажирскими перевозками. В начале марта 1942 года его «Дуглас» направлялся из Батавии в Австралию с беженцами на борту. В районе Брума (северо-запад Австралии) самолет Смирнова обстреляли японские истребители, раненый пилот сумел посадить горящий «Дуглас». Впоследствии механик и три раненых в результате японской атаки пассажира умерли.

Пилотируемый Смирновым самолет перевозил коробку с алмазами общей стоимостью в 300 тысяч фунтов стерлингов, предназначавшуюся Объединенному Австралийскому банку. Большая часть алмазов бесследно пропала и не найдена до сих пор.

... Как пишет Ганс Кроль, Иван Смирнов окончил карьеру пилота голландских авиалиний в 1949 году, налетав свыше 28 тысяч часов или порядка 6 миллионов км. В 1948 году он, вдовец, женился во второй раз на американке Ники Редвуд, пара поселилась на Майорке. В 1956 году Иван Смирнов скончался от заражения крови.

В частном музее «Авиадром» под Амстердамом есть архив русского летчика. Сбором материалов о биографии знаменитого земляка сегодня активно занимаются работники владимиро-суздальского музея-заповедника, его гендиректор Светлана Мельникова для этого специально побывала в Голландии.