Прошлое народов часто окутано романтическим флёром. Однако историки, в том числе и из Бурятии, признают: в начале XX века многим этносам, включая бурятский народ, грозило вымирание. Главной причиной были не войны или голод, а тихая эпидемия, с которой традиционное общество справиться не могло.
Тихая катастрофа
Накануне революции ситуация со здоровьем бурятского населения была критической. Как указывал лидер бурятского национального движения Матвей Амагаев, народу грозило вымирание. Цифры, которые приводит историк Всеволод Башкуев, и впрямь пугают. По данным на 1914 год: сифилисом было заражено до 52% населения (на острове Ольхон — до 61%)., гонореей страдал каждый третий (32%), туберкулез был диагностирован почти у 12% бурят. Для сравнения: в среднем по России уровень заболеваемости сифилисом в те годы составлял около 0,7%. Масштаб трагедии в Бурятии был колоссальным.
Во всем виноваты злые духи-тэнгри?
Бедственное положение лидеры бурят объясняли отсутствием медицинской помощи, больниц и амбулаторий и сложными условиями жизни. Винили русского царя и земельные реформы, совершенно при этом не обращая внимания на то, сифилис в основном передавался половым путем из-за распущенности населения. Русские заражались сифилисом в публичных домах, а буряты вступали беспорядочные половые связи в собственных селениях. Распространению сифилиса способствовала и антисанитария: в начале XX века буряты вели традиционный кочевой образ жизни, практически не мылись, не знали белья, не мыли руки. У них было представление о болезнях, как о напасти, насылаемой духами-тэнгри, шаманами или богами. Так, например, в XVIII веке было с оспой, которую буряты до этого знали лишь эпизодически, как болезнь, приходившую из Китая. После того, как оспа начала распространяться с запада, они назвали её белой богиней (сагаан бурхан) и считали, что её насылает божество Цагаан Эбуген с целью собрать «жертву».
Почему Ленину после покушения долго не вызывали врача
Заболевшего оспой родича буряты оставляли в степи, а сами откочевывали прочь. Была распространена тибетская медицина, и буряты по привычке обращались к ней. Все это плюс неграмотность в отношении болезней могли привести к катастрофическим последствиям для народа. Справедливости ради стоит сказать, что русские медики прививали бурятских детей от оспы, и это позволяло избежать эпидемий.
Гражданское война – время болезней
Во время Гражданской войны ситуация усугубилась, медики Прибайкалья ждали тифа из России и чуму – из Монголии. Период вхождения бурят в Дальневосточную Республику осложнил ситуацию еще больше – система здравоохранения была полностью децентрализована, а полномочия переданы на места. В соответствии с докладом Амгаева, в 1922 году в Бурят-Монгольском АО было две больницы и пять амбулаторий. На каждую больницу приходилось по 57 300 бурят, а на одну амбулаторию – 16 300 бурят. При этом больницы принимали только 30 человек в день, отказывая в приёме еще 40 пациентам, амбулатории могли принять только 3 000 человек в месяц.
Надежда на советскую власть и венотряды
Надежда на оздоровление народа появилась после того, как большевики, осознав невозможность продвижения революции в Европу, решили обратить внимание на восток и сделать автохтонные народы Сибири проводниками революционных идей, укрепив их национальное самосознание.
В 1923 году была создана Бурят-Монгольская АССР, спустя год по республике поехали «венотряды», обследовавшие население. Они выяснили, что почти 80% бурят начинают половую жизнь в 14–16 лет, в порядке вещей половые связи до брака и вне брака, внебрачные беременности. Вторым путем передачи инфекции был бытовой путь: люди ели с больными из одной посуды, делились с ними трубками, спали в одной постели. Жили скученно, никто не мылся и не стирал одежду, а при проблемах со здоровьем шли к шаманам и ламам.
В Ангинском аймаке из 155 бурятских семей были здоровы 49, почти половина сифилитиков приходилась на мужчин и женщин детородного возраста – такие данные приводит в статье «Ликвидация сифилиса в Бурят-Монголии как элемент программы модернизации национального региона» историк Бакушев. 49% детей из-за сифилиса не доживали до 12-летнего возраста. Венотрядам пришлось не только проводить обследование населения, но и вести пропаганду, разъяснять, откуда берутся болезни и как их избежать. Медики наглядно демонстрировали эффективность препаратов на основе висмута, ртути и неосан-версана.
Ударили по сифилису агитацией и наукой
В 1928 году была проведена обширная советско-немецкая экспедиция, в время которой ученым пришлось столкнуться с противодействиями лам, которые пугали бурят, что врачи берут у них кровь «для порчи». Дело пошло на лад, когда медики начали поднимать на ноги лежачих больных, которых местные служители культа уже приговорили к смерти. После этого врачам удалось заручиться поддержкой лам и дело пошло на лад. В городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) был создан Институт гигиены, который занимался проблемами рождаемости бурятского народа, в республике появились 7 венерологических и 3 туберкулезных диспансера. Велась активная пропаганда на бурятском языке через газеты, радио, по аймакам ездили с лекциями врачи, объявлялись недели борьбы с вензаболеваниями. Советскими вузами было выучено целое поколение врачей-бурят, которым местное население больше доверяло. Были внедрены программы социальной адаптации бездомных женщин, для них появились общежития, организовывались трудовые артели. Лечение сифилиса стало массовым – за 3 года в вендиспансере Верхнеудинска было зарегистрировано около 100 000 посещений. Компанию лечения сифилиса у бурят врачи считают одним из самых успешных примеров борьбы с заболеваниями, который привел к оздоровлению народа и повышению рождаемости. Некоторые, впрочем, видят в таком подходе к автохтонным народам Сибири элемент социальной евгеники, некий «ранний эксперимент большевиков». Однако стоит признать, что такой рациональный подход себя оправдал, и болезнь отступила.

