10/12/23

«Изделие-100»: от чего был способен защитить лимузин Сталина

«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения», – утверждал Остап Бендер. Но когда речь заходит про транспортное средство главы государства, оно должно быть и элементом роскоши, и средством передвижения, и «крепостью на колёсах». Одним из самых знаменитых правительственных автомобилей стал ЗИС-115, который создали специально для Иосифа Сталина.

Наш ответ капиталистам

Изначально Иосиф Виссарионович использовал в качестве служебных автомобилей «железных коней» иностранного производства. Так, вождь передвигался на английской машине «Vauxhall» с кузовом от ателье «Хупер», американском «Паккарде». Через некоторое время было принято решение приступить к созданию собственного, советского легкового автомобиля. За основу взяли опять же американский образец – «Бьюик». Так появился первый отечественный представительский автомобиль ЗИС-101 (аббревиатура от «Завод имени Сталина»), на котором разъезжали партийные руководители среднего звена. А в самый разгар войны руководство предприятия получило заказ на разработку автомобиля лично для национального лидера. Им стал ЗИС-115.

Лимузин Сталина представлял собой шестиместный автомобиль с четырьмя дверями. Передние открывались по ходу движения, задние – против. ЗИС-115 оснастили восьмицилиндровым двигателем, мощностью 140 л.с.

В безопасности с комфортом

Уровень комфорта поражал. Пассажирское сиденье было набито гагачьим пухом и обтянуто дорогим сукном, салон отделали натуральной кожей и карельской берëзой. Двери укрепили цепочками, чтобы исключить случайное открывание на ходу.

Следующей отличительной особенностью стала приборная панель, которая меняла цвет в зависимости от скорости. Если водитель разгонялся до 80 километров в час, то панель начинала светиться красным.

Беспрецедентным оказался и уровень защиты. Корпус автомобиля являлся клепано-сварной конструкцией, вокруг которой «наращивались» все остальные необходимые детали (каждую из них отдельно проверяли выстрелом в упор). На заводе эта «бронекапсула» именовалась «Изделие-100». Особой прочностью отличались и стёкла. Окна автомобиля состояли из нескольких слоёв, между которыми была предусмотрена воздушная прослойка. Общая толщина же их достигала 75 миллиметров.

Тест-драйв автомобилю устроили нешуточный. За руль посадили главного инженера завода, а в салон – других ответственных за сборку сотрудников. По лимузину был открыт огонь из боевого оружия (винтовки, автомата и пулемёта), но конструкция не подвела – никто не пострадал. Днище машины и вовсе выдержало подрыв ручной гранаты РГД-33.

Только после этого ЗИС-115 презентовали Сталину.