«Изящный», «смертельно опасный» – такими эпитетами наградила американская пресса российский вертолёт Ка-52 «Аллигатор». В России же его просто считают уникальным. Так в чём же эта уникальность заключается?
Новое – хорошо переработанное старое
Ка-52 – это модифицированная версия вертолёта Ка-50 «Чёрная акула», который в свою очередь стал ответом на американский AH-64 Apache. Его разработкой в самый разгар гонки вооружений занималось конструкторское бюро «Камов», известное по работе над созданием морских вертолётов.
С учётом опыта «камовцев», Ка-50 получил традиционную для ОКБ соосную схему расположения несущих винтов – первым среди сухопутных вертолётов, что добавило модели устойчивости и манёвренности (ещё один «бонус» – возможность поворачивать вправо и влево на 90 градусов).
Результат превзошёл ожидания. На выходе получилась машина, по многим параметрам опережающая своё время. Решение о серийном производстве «Чёрных акул» для нужд армии было принято в 1985 году, но на вооружение её взяли уже в России.
Так как процесс затянулся, то российские военные столкнулись с тем, что модель за десятилетие успела заметно устареть. Тогда были начаты работы над усовершенствованием аппарата.
Не «Чёрная акула», а «Аллигатор»
В июне 1997 года конструкторы представили «Аллигатора», на который перенесли комплекс разведки и целеуказания с Ка-50. Кроме того, Ка-52 сохранил систему катапультирования, что сделало его первым и единственным в мире серийным боевым вертолётом, оснащённым данной возможностью. Упор был сделан также и на защиту. Так, пилоты в двухместной кабине могли чувствовать себя в безопасности – пули калибра до 12,7 миллиметров и осколки снарядов калибром до 23 миллиметров им точно были не страшны.
Поражала и «электронная начинка» летательного аппарата. Например, двухдиапазонный когерентно-импульсный комплекс «Арбалет» мог в любое время суток и при любых погодных условиях обнаружить цель на расстоянии до десяти километров, выстроить маршрут и уведомить об угрозе.
А вот над вооружением разработчики долго не думали. Оно оказалось вполне стандартным для российских ударных вертолётов, если не считать противотанкового ракетного комплекса «Вихрь», ракеты которого могут лететь со сверхзвуковой скоростью (4 километра за 9 секунд).
Ка-52 способен нести до 2800 килограммов боевой нагрузки, его скороподъёмность составляет 16 метров в секунду. И только практический потолок полёта (максимальная высота, на которой летательный аппарат может выполнять поставленные задачи) у «Аллигатора» меньше, нежели у иностранных аналогов – 5500 метров против 6000, что не так уж и критично сегодня.