Хотя один из самых тяжёлых периодов русской истории связан с нашествием монголов, но в ХХ веке именно Монголия стала нашим самым верным союзником. Вклад монгольской армии в войну может показаться слишком малым, но это как посмотреть. Если в абсолютных цифрах, то в боях принимало участие немного монгольских войск, но с другой стороны, ведь это была практически вся их армия.
Наследники Чингиз-хана
Монгольская империя Чингиз-хана была самой большой по смежной территории в истории человечества. Но просуществовала она относительно недолго, и была поделена между Россией и Китаем. Современная Монголия возникла лишь в 1911 году, когда разрушилась Китайская империя. Причём её никто не признавал кроме СССР до конца Второй Мировой войны.
Монгольская армия создавалась с российской помощью, причём сначала именно с российской, а лишь потом с советской. Уже в 1912 году 17 русских офицеров прибыли в Монголию, чтобы обучить военному делу первых военнослужащих создаваемой монгольской армии. Численность её должна была составлять около 2000 человек и состоять она была должна из двух кавалерийских полков, пулемётной роты и артиллерийского взвода.
После 1921 года СССР так же активно помогал создавать монгольскую Народно-революционную армию: в Монголию отправлялись советники и вооружение. К 1933 году уже было четыре кавалерийские дивизии и территориальные части, к 1939 году дивизий стало целых восемь и ещё бронебригада.
Но понятие дивизии касательно монгольской армии не следует понимать буквально, так как по размеру они сильно отличались от дивизий других армий. Монгольская кавалерийская дивизия (пехоты в монгольской армии и не предполагалось) должна была состоять из двух кавалерийских полков, артиллерийского и броневого дивизиона. Полк же тоже не очень соответствовал общепринятому составу и включал лишь два сабельных и пулемётный эскадроны. В дивизии должно было быть 1591 человек личного состава, 1 723 лошади и 198 верблюдов. Полагалось иметь на вооружении 8 76-мм и 6 45-мм противотанковых пушек, 24 станковых и 44 ручных пулемёта, 6 счетверённых зенитных установок на грузовиках, 9 средних и 9 лёгких бронеавтомобилей.
В начале 30-х годов было поставлено 10 танкеток Т-27 и 10 бронеавтомобилей БА-27, в 1936 ещё 35 средних бронеавтомобилей БА-6 и 15 лёгких ФАИ. Но полностью укомплектовать дивизии бронетехникой (а также прочим вооружением и людьми) не удалось. Бронеавтомобили были только в составе двух дивизий.
Сражение на Халхин-Голле
Бои на Халхин-Голле с одной стороны хорошо известны, с другой — про них очень мало подробной информации, и у широкой публики представление, чаще всего не совсем верное. В частности, количество задействованных войск было крайне невелико. Когда говорят, что с японской стороны была задействована 6-я армия — это звучит грозно. Но на деле, у японцев было лишь две пехотных дивизии и две бригады, да ещё три полка малобоеспособной бургутской кавалерии. С советской стороны войск было существенно больше, но тоже, по меркам Второй Мировой, не особенно много: три дивизии и семь бригад.
Монгольские войска под личным командованием маршала Чайболсана принимали участие практически всеми боеспособными силами. Но боеспособными были лишь 6-я и 8-я кавалерийские дивизии, да ещё один полк 5-й дивизии прибыл в августе.
Общая численность монгольских войск составила 2260 человек. Общая же численность монгольских вооруженных сил на 1939 год была 17800 человек, при численности население страны в 738,2 тысяч.
Авиация монгольской армии на Халхин-Голле была представлена девятью самолётами Р-5. Интересно, что первый самолёт, сбитый в воздушных боях в районе Халхин-Голла был именно монгольский.
О боевой деятельности известно больше всего про 6-ю дивизию, которая в августе вместе с советскими частями сражалась с бургутским кавалерийским полком. Как описывают в своей совместной работе «Военное сотрудничество СССР и МНР в 1936-1940 гг.» и историки Базар Цыбенов и Леонид Курас, один полк дивизии опасаясь окружения беспорядочно отступил, что серьёзно усложнило общую обстановку. В бою погиб командир дивизии.
В основном же монгольские войска выполняли вспомогательные функции. Но потери монгольской армии оказались довольно велики (учитывая её численность), и составили 895 человек, из которых безвозвратные потери составили 234 человека.
Советские же войска потеряли 25 655 человек, а японцы — 19 714, и ещё 2985 бургутов.
По итогам боёв свыше 400 человек были награждены орденами и медалями. Обе дивизии награждены (6-я и 8-я) награждены монгольским орденом «Красное Знамя», 6-й ещё и присвоено имя Сухэ-Батора.
Маньчжурская наступательная операция
В 1945 году практически все боеспособные монгольские части были включены в состав конно-механизированной группы Забайкальского фронта, под командованием генерала Иссы Плиева. Плиев для монгольской армии не чужой, в 1936—1938 годах он был советником в Монголии, в создании монгольской армии была и его заслуга.
С советской стороны в группу входили кавалерийская дивизия, мотострелковая, танковая и механизированная бригады, мотоциклетный полк, части противотанковой и зенитной артиллерии. С монгольской — все четыре боеспособных кавалерийских дивизии, мотобронебригада, танковый и артиллерийский полки, полк связи. Численность монгольских войск в составе конно-механизированная группы была около 16 тыс. человек, 128 орудий и минометов и 32 танка.
Надо заметить, что за годы монгольская армия стала сильнее. Состав дивизий увеличился за счёт введения третьего полка. Из СССР была поставлена дополнительная бронетехника: 25 танков БТ-7, до 100 бронеавтомобилей БА-6 и БА-10, 7 лёгких бронеавтомобилей БА-20 и ФАИ.
Конно-механизированная группа Плиева действовала изолировано от других войск фронта, на расстоянии до 250 км. Сопротивления противника как такового не было, боеспособность противостоящих войск Внутренней Монголии (марионеточного прояпонского государства) была практически нулевой, и они все сдались. Гораздо больше проблем чем противник доставляли проблемы с водой и бездорожье. Серьёзные бои были лишь у Калганского укрепрайона, но он был взят за один день.
Непосредственно деятельность монгольских войск выделить сложно. Сам И. Плиев в своей книге «Через Гоби и Хинган» лишь упоминает про отставание в наступлении 8-й монгольской дивизии. Из наиболее значимых упоминаний о действиях монгольских войск — выход двух монгольских дивизий 20 августа к Великой Китайской стене. Упоминается и про действия монгольских пилотов на старых разведчиках Р-5, которые поддерживали сухопутные войска в качестве штурмовиков. Так как японская авиация в небе отсутствовала, да и зенитных средств у противника не было, то даже эти старые самолёты могли смело воевать днём.
Словом, монгольские воины внесли свой посильный вклад в победу во Великой отечественной войне, оставаясь самым верным союзником Советского Союза.