24/10/24

Как бандеровцы из ГУЛАГа «прогнули» советскую власть на массовую амнистию

После окончания Великой Отечественной войны в лагерях ГУЛАГа оказались и бандеровцы. Они сбивались в шайки, что позволяло им осуществлять не только лагерные бунты. В итоге они «прогнули» советскую власть на амнистию.

Один за всех

В конце 40-х годов для политзаключённых были организованы особые лагеря – особлаги. В них и стали отправлять украинских националистов. Но из-за нехватки мест полностью изолировать бандеровцев от других категорий заключённых всё-таки не удалось.

Блатные, бытовики, рецидивисты не уважали западенцев. И было за что. Украинские боевики в ГУЛАГе демонстрировали те же качества, что и на воле. Они не останавливались ни перед насилием, ни перед террором, ни перед убийствами, а чтобы выживать в тяжёлых лагерных условиях им пришлось сбиваться в шайки, действовать хитростью и идти на обман.

К 50-м годам в большинстве лагерей жизнь уже контролировали бандеровцы и примкнувшие к ним прибалтийские «лесные братья» вместе с русскими коллаборационистами. Это позволило им устраивать бунты, многие из которых завершились успехом.

Дурной пример заразителен

В Степлаге (Кенгирский лагерь) организованные массовые беспорядки начались утром 18 мая 1954 года с того, что около 30 заключённых попытались прорваться через хозяйственный двор в женскую зону. Охрана атаку смогла отбить, а нескольких зэков застрелили. Вечером того же аналогичную попытку предприняли уже свыше 200 сидельцев. На этот раз подавить бунт оказалось не так-то просто, и лагерь полностью оказался в руках восставших.

Только спустя 43 дня власти решили применять в отношении бунтарей силу. В ночь на 24 июня в лагерь ввели войска. За полтора часа военные усмирили бандеровцев, застрелив 37 заключённых и ещё 61 ранив (официальные данные).

Повторения «кенгирского сценария» в других лагерях советская власть не хотела, поэтому и пришлось многих зэков, сотрудничавших с оккупантами, амнистировать. Массовую амнистию объявили в сентябре 1955 года. Под неё попали и украинские националисты, отличавшиеся «организаторскими» способностями на зоне.