08/09/20

Как должен выглядеть «настоящий» русский

Несмотря на то, что ученые единогласно заявляют об однородности русского этноса, данные антропологов указывают на существование различие типов. Так, житель Костромы заметно отличатся от уроженца Саратова.

Подверженные изменчивости

Русским народом – его внешним обликом, расселением, культурой начали активно интересоваться в середине XIX столетия. Старт серьезным научным изысканиям был задан Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии, появившемся в 1863 году. Его руководитель Анатолий Богданов собрал на раскопках средневековых курганов уникальный материал, который лег в основу накопления новых знаний.

Ученик Богданова Дмитрий Анучин провел кропотливую работу в области исторической этнографии, выявив у великороссов примесь племен, населявших Восточноевропейскую равнину. Он одним из первых указал на различие антропометрических характеристик русского населения в зависимости от региона. Так, согласно его исследованиям, самое высокорослое население оказалось в Остзейских губерниях и землях Войска Донского, а самые низкорослые жили на севере – в Костромской, Вологодской, Архангельской губерниях.

В пятидесятых годах XX столетия один из крупнейших советских антропологов Виктор Бунак провел беспрецедентную по масштабам экспедицию по Европейской части России, в ходе которой было исследовано более 17 тыс. мужчин и женщин, населявших 107 отдельных районов. На основании множества характеристик Бунак доказал, что русский этнос при всей своей однородности подвержен географической изменчивости. Переходные русские типы ученый сформировал в относительно устойчивые антропологические группы.

Методы исследования

Для того, чтобы картина изменчивости региональных типов русских была максимально достоверной экспедиция Бунака свои исследования проводила с учетом направлений средневековой славянской миграции, выбирая территории, оставшиеся в стороне от массовых миграций XIX-XX веков.

При измерении внешних параметров испытуемых ученые фиксировали основные антропометрические показатели – длину тела, головной указатель, угол выступания носа и высоту лица. За все время экспедиции было сделано около 3 тыс. фотографий. Полвека спустя на их основе методом наложения специалисты создали обобщенные портреты русского населения отдельных регионов.

В настоящее время данные антропологического анализа были дополнены смежными дисциплинами – одонтологией и дерматоглификой. Первая занимается изучением зубочелюстной системы, вторая – кожным рельефом, в частности, узорами на ладонях и пальцах. Оба метода анализа в целом подтвердили изменчивость русского ареала в зависимости от географии, но в пределах единого «среднеевропейского» типа. При этом, были сведены к минимуму угро-финский и монгольский компоненты в составе русского этноса.

Опираясь на все существующие исследования, можно уверенно сказать, что межгрупповые различия у русских значительно меньше, чем таковые между русскими и соседними народами. Наибольший диапазон внутривидовых различий был зафиксирован в северных регионах страны.

Такие разные славяне

Археологические данные показывают, что типичная для средневековых восточных славян комбинация — это среднеширокое лицо с сильной горизонтальной профилировкой и средним выступанием носа. Впрочем, по мнению академика РАН Татьяны Алексеевой, уже в Средние века славянскими племенами были заложены будущие вариации русских антропологических типов.

Специалисты смогли выделить отдельные типы восточнославянских племен. Так, для северян и полян была характерна вытянутая голова, узкое лицо и сильное выступание носа. Западные славяне (кривичи, радимичи, древляне) отличались более широким лицом, а ильменские словене – мезокранией (большим головным указателем). При этом вятичи и восточные кривичи (костромские, ярославские и владимирские) сформировали отдельную группу. Ее особенности – меньший угол выступания носа и ослабление горизонтального профиля лица – признаки незначительной монголоидной примеси.

По мнению антропологов, современные русские заметно отличаются от средневековых славян. Так, известный специалист в области исторической антропологии и географии человеческих рас Валерий Алексеев в числе отличительных черт называл «профилированность нижней части лица в горизонтальной плоскости и выступание носа». По мнению ученого, свою лепту в формирование северного ареала русских внес «финский субстрат», правда, следы такого смешения сохранились лишь в окраинном вологдо-вятском регионе.

Антрополог Андрей Евтеев обратил внимание на то, что современные русские ближе к типу, присущему славянам до их контактов с финскими племенами. Вместе с тем ученые выяснили, что активная колонизация славянами северо-восточной Руси привнесла в будущий русский этнос скандинавский и северо-германский элемент.

Усредненный тип

К XVII столетию этногенез русского населения в целом приобрел черты, знакомые нам сегодня. Это отчетливый «среднеевропейский» тип. Так, сирийский архидиакон и путешественник Павел Алеппский писал о русских: «В доме каждого человека по десяти и более детей с белыми волосами на голове; за большую белизну мы называли их старцами… Знай, что женщины в стране московитов красивы лицом и очень миловидны; их дети походят на детей франков, но более румяны».

Интересно, что по отдельным параметрам европейских черт у русских даже больше чем у некоторых жителей Старого Света. Последние антропологические исследования показали, что встречаемость прямого носа у русского населения составляет 75%, что выше среднего значения по Европе (70%). При этом, вогнутый профиль носа у этнических русских не превышает 9%, что приблизительно соответствует средним значениям по Центральной и Западной Европе.

Характерные отличия усредненного русского типа от западноевропейского, по мнению антропологов, – это преимущественно светлая пигментация глаз и волос, а также не очень интенсивный рост бороды. В свою очередь, от монголоидного типа русских отличает более высокой рост и практически полное отсутствие эпикантуса. Академик Валерий Алексеев уверен, что этот средний русский тип лежит в основе многочисленных комбинаций, которые свойственны всему ареалу русского населения.

Классификация

Общепринятая классификация региональных типов русских сложилась по результатам антропологической экспедиции 1955-1959 годов, организованной Виктором Бунаком. Всего антрополог выделили 12 относительно устойчивых типов, которые между собой образуют более крупные кластеры.

На северо-западе (Новгородская, Псковская, Тверская, Смоленска области) господствуют ильмено-белозерский, валдайско-верхнеднепровский и западно-верхневолжский типы. Для них характерна светлая пигментация, выраженный по восточноевропейским меркам рост бороды, узкое и сильно профилированное лицо. Одной из вариаций ильменского типа на Белом море считается архангельский тип.

Между Вологдой и Камой расположились вологдо-вятский и вятско-камский типы. От жителей северо-запада их отличает более темная пигментация, ослабленный рост бороды и курносость. Это потомки жителей восточных окраин Новгородской республики и Московского царства, которые контактировали с автохтонным населением — вепсами и коми-зырянами. Здесь сохранился финно-угорский субстрат.

[irp]

На юге России – зона распространения дон-сурского, степного и верхнеокского типов. Для них характерны южноевропеоидные признаки: потемнение пигментации и сильный рост бороды.

Центральный тип (в прошлом территория раннего Московского царства) учеными признан генерализирующим – занимающим срединное положение между южными и северными популяциями.

В целом антропологи убеждены, что различия между этими типами не носят принципиального характера, обнаружить их удалось, лишь обработав огромный массив данных.

А каков антропологический облик русских за пределами «исторического ареала»? Ученые считают, что большинство русских жителей Сибири и Дальнего Востока — это обитатели крупных городов (Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска). Почти все они являются потомками людей, переселившихся сюда в XX веке и никак не контактировавших с автохтонным населением.