Во время Второй мировой войны православные церкви рассматривались разными сторонами как важное орудие осуществления своих геополитических замыслов.
Русские православные церкви в Европе между мировыми войнами
Начало Второй мировой войны застало русское православие в состоянии глубокого политического раскола. Наиболее крупным объединением была Русская Православная Церковь за рубежом (РПЦЗ), созданная в 1923 году на соборе в Сремских Карловцах («Карловацкий раскол»). РПЦЗ объявила себя под временной юрисдикцией Сербской православной церкви и независимой от Константинопольского Вселенского патриархата, который претендовал на руководство всеми зарубежными приходами русской эмиграции. Однако, наряду с этим, часть русских священников и мирян за границей признавала верховенство Вселенского патриарха и объединялась в Западноевропейский экзархат Константинопольской церкви.
В 1927-28 гг. произошел раскол между РПЦЗ и церковью внутри СССР. Поводом послужила декларация местоблюстителя московского патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), которая объявляла о безусловном признании РПЦ советской власти. Архиерейский собор РПЦЗ объявил о «порабощении» РПЦ большевиками и о невозможности нормальных сношений с нею. В ответ на это Временный Патриарший Синод в СССР объявил РПЦЗ раскольничьей. При этом часть эмигрантов не последовала за решением РПЦЗ. Так возникли зарубежные приходы Московского патриархата, признававшие каноничность советской РПЦ.
РПЦЗ тоже не была единой. Политические потрясения в Европе вызывали раскол в ней по политическим причинам. Возглавивший РПЦЗ в 1936 году, после кончины митрополита Антония (Храповицкого), митрополит Анастасий (Грибановский) заявлял себя противником фашизма. Одновременно Германская епархия РПЦЗ занимала лояльную позицию по отношению к режиму Гитлера.
Православная церковь в Третьем рейхе
Нацисты понимали важность привлечения православных церквей на свою сторону для достижения политических целей, хотя и не вполне разбирались в межцерковных дрязгах. В 1936 году германское министерство церковных дел приняло решение финансировать строительство в Берлине нового Воскресенского собора РПЦЗ. В 1938 году собор был освящён. В том же году на средства рейха был проведён капитальный ремонт 19 русских православных храмов в Германии.
Германская епархия РПЦЗ стала одной из трёх, наряду с Римско-католической и Евангелическо-лютеранской церквами, религиозной организацией в Третьем рейхе, получившей от нацистского правительства высокий статус публично-правовой корпорации. Параллельно с этим нацисты приняли меры к тому, чтобы сделать РПЦЗ единственной русской православной общиной на территории Третьего рейха. Приходы Московского патриархата и Западноевропейского экзархата Вселенского патриархата были конфискованы и переданы РПЦЗ.
Таким образом, в преддверии Второй мировой войны в политике нацистов просматривалась тенденция к объединению церковного руководства русской эмиграцией в РПЦЗ, причём именно в Германской её епархии. К Архиерейскому Синоду РПЦЗ нацисты относились менее благожелательно. После оккупации Югославии весной 1941 года гитлеровцы подвергли репрессиям Сербскую православную церковь. 22 июня 1941 года прошёл обыск в резиденции митрополита Анастасия, главы РПЦЗ.
План автокефальной Берлинской православной церкви
В связи с оккупацией вермахтом Польши осенью 1939 года встал вопрос о положении Польской православной церкви (ППЦ). Большинство её приходов оказалось на территории, присоединённой к СССР. В рейхсминистерстве церковных дел вынашивался план упразднения ППЦ и присоединения её приходов к Германской епархии РПЦЗ.
В иностранной печати в начале 1940 г. появились сведения о плане создания автокефальной Германской поместной православной церкви на всех территориях, подконтрольных Третьему рейху. В неё должны были войти приходы как РПЦЗ, так и Западноевропейского экзархата и Московского патриархата не только в довоенных границах Германии, но и в бывших Австрии, Чехословакии и Польше. Новая церковь должны была получит томос от Константинопольского патриарха. С этой целью якобы германское правительство намеревалось отправить в Стамбул к патриарху Вениамину своего чрезвычайного посланника. Патриархом новой церкви предполагалось поставить Берлинского и Германского архиепископа РПЦЗ Серафима (Ляде).
Реализация такого плана означала бы раскол внутри РПЦЗ. Неудивительно, что большинство иерархов РПЦЗ отнеслось негативно к такой перспективе. С другой стороны, для Константинопольского патриархата это было возможностью установить своё верховенство над значительной частью РПЦЗ, которая, как мы знаем, не признавала его. Но германский МИД выступил против реализации такого плана. Более того, была отменена в итоге даже намеченная министерством церковных дел передача приходов ППЦ в ведение Берлинского архиепископа Серафима.
Отсутствие чёткой цели
В предвидении похода на СССР нацистским лидерам было бы целесообразно иметь «ручную» православную церковь на оккупированных территориях. Однако этот план натолкнулся на глухую оппозицию, прежде всего, в самой православной иерархии.
Во-первых, Константинопольский патриархат ориентировался не на Германию, а на Великобританию, и не был заинтересован в новых автокефальных церквах под эгидой Третьего рейха на любых оккупированных территориях, будь то в Центральной и Юго-Восточной Европы или в Советском Союзе. Новые православные церкви под эгидой Третьего рейха могли стать авторитетными для паствы при одобрении Константинополя. Но попытки нацистов привлечь Вселенский патриархат на свою сторону закончились неудачей.
Во-вторых, большинство РПЦЗ восприняло бы создание новой церкви во главе с одним из её иерархов как очередной раскол и не поддержало бы её. Правда, руководство РПЦЗ выступало в поддержку похода «против безбожного большевизма», стремилось вести работу на оккупированной немцами территории СССР, открывало там новые приходы.
Однако нацисты не считали РПЦЗ вполне лояльной себе, и для этого были основания. Ведь значительная часть приходов и паствы РПЦЗ находилась вне досягаемости вермахта: в США, Канаде, Австралии и т.п. Поэтому Третий рейх не дал ей слишком развернуться на оккупированной территории. В то же время нацисты не поощряли и создание там автокефальных Украинской и Белорусской церквей.
В целом же, нацисты не имели никакого чётко продуманного плана по реорганизации и управлению православной церковью на тех территориях, которые планировали завоевать. Здесь было то же самое, что и с их политической организацией – нацисты не создали коллаборационистского правительства ни в России, ни на Украине. В то же время разговоры о такой организации побудили противную сторону – Сталина – уделить церкви пристальное внимание и выбить религиозную карту из рук нацистов.