17 июля 1941 года Гитлер издал любопытный приказ «О гражданском управлении в оккупированных восточных областях». Из него явствовало, что режим военной оккупации территорий Советского Союза планировался нацистами не навечно. Его должен был сменить некий режим «гражданского управления». Но что это было за управление, что оно предусматривало?
«Восстановление общественного порядка»
Приказ представлял собой одиннадцать лаконичных параграфов, устанавливавших порядок назначения и подчинения властей на оккупированных территориях СССР. Впрочем, название страны при этом не упоминалось. В официальном нацистском лексиконе больше не оставалось такого государства, были только безличные «восточные территории». Не упоминалась и Россия. Это означало, что Гитлер не собирался никогда в будущем заключать какие-либо договора с СССР, даже принимать безоговорочную капитуляцию Сталина и Красной Армии. Он планировал уничтожить также не только советское государство, но и российскую государственность как таковую.
Любопытна преамбула этого документа. Поскольку мы хорошо осведомлены о содержании нацистской политики на оккупированных территориях, она представляет хрестоматийный образец пропагандистской демагогии. Поэтому нелишне будет процитировать её:
«Для восстановления общественного порядка, общественной жизни во вновь захваченных восточных областях приказываю…»
Лишение десятков миллионов людей свободы передвижения, насильственные депортации рабочих в рейх, поборы и штрафы с оставшегося населения, поголовные расстрелы коммунистов, евреев и цыган скромно именовались в приказе фюрера «восстановлением общественного порядка».
В 9-м параграфе приказа Гитлера речь шла даже о том, что администрации оккупированных территорий вверяется «обеспечение нормального функционирования предприятий, транспорта и почты». Ни дать, ни взять – забота об инфраструктуре захваченной страны. Если не знать о том, какие конкретные дела творились под покровом этого документа, то сам он никак не мог являться материалом, компрометирующим верхушку Третьего рейха перед лицом истории. На это и был расчёт.
Система подчинения органов управления
1 параграф приказа предусматривал постепенную передачу территорий из ведения военных в ведение гражданских властей рейха. В каких конкретно областях вводился порядок «гражданского управления», должно было определяться указами фюрера на каждый такой случай.
Создавался особый орган гражданского управления всеми захваченными районами СССР. Это было Министерство по делам оккупированных восточных областей. Во главе его был поставлен Альфред Розенберг. Министерство должно было осуществлять управление занятыми территориями СССР из Берлина.
Оккупированная территория, изъятая из ведения военных властей и переданная в управление министерству Розенберга, делилась в административном отношении на рейхскомиссариаты. Те, в свою очередь, подразделялись на генеральные округа, последние состояли из районов. Несколько районов могли быть объединены в главный округ.
Рейхскомиссары и генеральные комиссары, возглавлявшие генеральные округа, назначались лично фюрером. Главные комиссары, стоявшие во главе главных округов, и районные комиссары, назначались министром по делам восточных территорий. Но все эти должностные лица подчинялись Розенбергу и получали указания непосредственно от него, если это не касалось обеспечения функций СС и имперской полиции. В последнем случае рейхскомиссары выполняли указания рейхсфюрера СС и министра внутренних дел.
В ведении министра по делам восточных территорий находилась такая важная функция, как определение прав конкретных захваченных областей. Он мог делегировать эти полномочия на места рейхскомиссарам. Вся гражданская администрация на означенных территориях подчинялась им.
Реально во время оккупации территорий Советского Союза гитлеровцы создали только два рейхкомиссариата. Первым стал рейхскомиссариат Украина, образованный указом Гитлера от 20 августа 1941 года. Ещё раньше рейхскомиссаром Украины был назначен Эрих Кох. Затем был образован рейхскомиссариат Остланд во главе с Генрихом Лозе в составе генеральных округов Эстония, Латвия, Литва и Белоруссия.
Было намечено к созданию ещё четыре рейхскомиссариата: Московия, Дон—Волга, Кавказ и Туркестан. Для Московии и Кавказа была уже назначены рейхскомиссары. По известным причинам, организация этих административных единиц не состоялась.
Колониальная администрация
Что, собственно, означало устройство всех этих рейхскомиссариатов, генеральных округов и прочих гауляйтерств? Чем «гражданская администрация» рейха на оккупированных территориях отличалась от военной?
Прежде всего тем, что это была планомерно организованная эксплуатация ресурсов захваченных областей. Несмотря на то, что в них признавались местные языки, допускалось начальное образование, действовала местная полиция, всё было поставлено на службу рейху. Весь административный аппарат, включая его низшие звенья из туземных коллаборационистов, должен был обеспечивать подавление малейшего сопротивления любым планам властей рейха. А планы эти предусматривали, в конечном итоге, депортацию большинства коренного населения за Волгу, германизацию оставшегося меньшинства, заселение территорий немецкими колонистами.
Заверения оккупационных властей о переходе к порядку «гражданского управления» означали не что иное, как превращение захваченных территорий в бесправные колонии. Даже введение местных денежных единиц (например, карбованца в Украине) служило той же цели – колонии не должны были сливаться с рейхом в единое экономическое пространство.
В общем, система гражданского управления, вводимая немцами на оккупированных территориях СССР и прикрываемая заявлениями о необходимости «победы над большевизмом», была системой колониального управления. Её цель – цель расового господства – обозначил сам Гитлер на совещании с высшими чинами рейха 16 июля 1941 года, накануне издания означенного приказа: «На всем пространстве до Волги законом на века должно стать: никто не имеет права носить оружие, кроме немцев!»