Как гроссадмирал Карл Дениц правил Третьим рейхом после смерти Гитлера

Многие историки полагают, что фактически исход Великой Отечественной войны был предсказуем после провала зимней кампании 1941-1942 годов и поражения немцев под Москвой. Молниеносной войны не получилось, нацистская армия оказалась не готова к условиям русской зимы, а все последующие военные действия являли собой, по сути, ожесточенное отступление. Но еще многим казалось, что чаша весов вот-вот перевесит и немцы предпримут еще одну попытку прорваться на Восток. Даже когда Красная Армия перешла границу Германии, она встретила серьезное сопротивление со стороны уцелевших солдат Вермахта и ополченцев Фольксштурма. Берлин был превращен в настоящую крепость, а некоторые подразделения сражались и после смерти Гитлера. Последние дни Третьего Рейха неразрывно связаны с личностью Карла Деница, который был верен фюреру до конца и даже на 20 дней смог возглавить погибающую страну, всеми силами оттягивая капитуляцию.

Вожак волчьих стай

Всю свою жизнь Карл Дениц провел на флоте. Он сражался на стороне кайзеровской Германии в Первую мировую войну, в ходе которой стал одним из первых немецких подводников. В самом конце войны на год оказался в британском плену, где смог выучить английский язык (знание которого весьма пригодится Деницу в будущем при переговорах с Британией). В период Веймарской республики, когда Германии запрещалось иметь тяжелое вооружение, он работал в штабе ВМС, однако, как и многие боевые офицеры, страстно желал возрождения германского флота. Такая возможность ему вскоре предоставилась — к власти пришли нацисты с их курсом на милитаризацию и реваншизм.

Как самого опытного специалиста в области подводной войны Деница в 1935 году назначили командующим 1-й подводной флотилией. Именно ему принадлежит разработка тактики «волчьих стай», которые держали в страхе весь британский флот. Суть этого приема заключалась в том, что несколько небольших маневренных субмарин окружали вражеский конвой и, пользуясь внезапностью и численным преимуществом, уничтожали вражеские корабли. Атаки, как правило, производились в ночное время, что еще больше осложняло условия боя. По данным историка Бориса Хавкина, за всю войну «волчьи стаи» потопили порядка 2800 кораблей, как вражеских, так и нейтральных (что позже станет для немцев отягчающим фактором на суде в Нюрнберге).

Современники отзывались о Денице как о простом, прямолинейном человеке, прежде всего ценившим свой долг перед Германией и фюрером. Как прусский протестант он придерживался достаточно аскетичного образа жизни, избегал излишеств во всем. О многом говорит и тот факт, что оба его сына, служившие в Кригсмарине, погибли при выполнении боевого задания. В 1943 году Гитлер доверяет Деницу командование уже всем военно-морским флотом. Однако к верхушке нацистской партии гросс-адмирал никакого отношения не имел и вообще был далеким от политики человеком. Курс нацисткой партии от поддерживал лишь потому, что видел в ней силу, действительно отстаивающую интересы Германии. И все же именно этому человеку Гитлер отдает бразды правления перед самоубийством.

Последний фюрер и попытка перемирия

В своем политическом завещании, продиктованном 29 апреля 1945 года, Гитлер снимает со всех постов своих когда-то ближайших соратников Геринга и Гиммлера за попытки переговоров с союзниками. Далее он перечисляет членов нового кабинета министров, где наряду с ожидаемыми фамилиями Бормана, Геббельса и Гислера значился и рейхспрезидент Карл Дениц. Почему Гитлер выбрал именно этого прусского служаку, повысив командующего флота до главы государства? Вероятно, основная причина тому — отсутствие других претендентов. Ближайшее окружение оказалось полно предателей, а Дениц, всю жизнь служивший Германии, ни разу не запятнал себя ни малейшим сомнением в правоте нацистского дела.

Узнав о назначении из телеграммы, отправленной Борманом, Дениц сразу же приступил к формированию нового правительства в городе Фленсбурге, которое в историографии и получило название «фленсбургское правительство». 1 мая он обратился к немецкому народу с воззванием, в котором сообщал о героической гибели Гитлера и готовности продолжать войну. Но поскольку Дениц был опытным военным, он прекрасно понимал, что Вермахт уже утратил способность к реальному сопротивлению. Поэтому за 20 дней своего фюрерства он сконцентрировал свои усилия на двух вещах: спасение немцев в восточных районах Германии и переговоры с союзниками о перемирии. Договорившись с западными странами Дениц надеялся общими силами отбросить советскую армию обратно на Восток.

В первом начинании новоиспеченный рейхспрезидент без преувеличения преуспел. По приказу Деница было спасено почти 2 миллиона немцев, значительное число которых было вывезено из Восточной Пруссии — нынешней Калининградской области. Внести же разлад между СССР и союзниками он хотел тем, что приказал своим солдатам сдаваться только армиям Британии и США, одновременно с этим оказывая ожесточенное сопротивление РККА. Вместе с тем Альфреду Йодлю, который вел переговоры с союзниками было поручено как можно дольше затягивать принятие решения, чтобы немецкие солдаты и офицеры успели сдаться именно западным державам. Однако после угроз американского генерала Дуайта Эйзенхауэра закрыть Западный фронт, в случае чего немцы могли бы сдаваться только Красной Армии, в переговорах была поставлена точка. Германия капитулировала.

Однако Фленсбургское правительство просуществовало до 23 мая 1945, хоть и контролировало только окрестности города. Дениц ездил на бывшем автомобиле Гитлера, а на правительственных зданиях развевались флаги со свастикой. Несмотря на то, что британцы де-факто признавали правительство Деница, а сам рейхспрезидент рассматривал свой кабинет в качестве переходного, СССР всячески противился любым попыткам легитимизации. В итоге правительство было распущено, а его министры арестованы.

На Нюрнбергском трибунале Дениц получил 10 лет тюрьмы, хотя и открыто выражал свои симпатии мертвому вождю. Приговор мог быть более суровым, поскольку обвинители усматривали в приказе не спасать моряков тонущих кораблей признаки преступления против человечности. Однако военный эксперт дал заключение, что во время ведения подводной войны это было обычной практикой. Экипажи субмарин США тоже не брали пленных, за исключением высокопоставленных офицеров. После освобождения в 1956 году Дениц поселился в деревне Аумюле и остаток жизни провел за написанием книг о своей жизни и тактике подводной войны. Жил он на скромную пенсию капитана, в каковом звании служил Германии до прихода Гитлера к власти.