Захват заложников в городе Будённовск (Ставрополье) был первым крупным террористическим актом на территории бывшего Советского Союза. Группировка чеченских террористов общей численностью 195 человек 14 июня 1995 года захватила более 1600 местных жителей в заложники и удерживала их силой вплоть до 19 июня.
Требования и тактика террористов
Террористы согнали захваченных людей в городскую больницу. Того, кто оказывал сопротивление, без предупреждения расстреливали на месте. На постсоветском пространстве это был первый такой случай, поэтому ни механизмов борьбы с террористами, ни надлежащих вооруженных формирований не было. Будённовские милиционеры пытались противостоять боевикам, но почти все были сражены пулями бандитов.
Захватчики требовали от российского правительства прекратить военные операции в Чечне и начать мирные переговоры с президентом самопровозглашенной Ичкерии Джохаром Дудаевым. Группировку террористов возглавлял полевой командир Шамиль Басаев. Кстати, выжившие после теракта заложники утверждали, что Басаев в определенной степени ограничивал жестокость своих людей.
Всего на улицах Будённовска, в квартирах и частных домах террористы захватили около 600 заложников. С целью устрашения населения участники банды разместили заложников вокруг автомобильной цистерны с топливом, которую угрожали взорвать в случае попытки их освобождения.
После того как были взяты в заложники ещё около 650 больных и 450 работников Будённовской центральной районной больницы, все захваченные в городе люди были под охраной сопровождены колонной в здания больничного комплекса города, где удерживались с 14 по 19 июня 1995 года.
По тем же свидетельствам очевидцев, многие заложники тогда погибли и по вине федеральных войск. Из-за недостатка опыта операция по освобождению велась неграмотно.
Переговоры Кашпировского с террористами
Известный в 1980-1990-е годы психотерапевт и депутат Госдумы Анатолий Кашпировский сам вызвался провести переговоры с чеченцами. Он намеревался урегулировать конфликт, используя свои профессиональные навыки психотерапевта и гипнотизера. В начале 1990-х Кашпировский проводил групповые сеансы психотерапии по телевидению. Им была выработана оригинальная методика воздействия на сознание больших групп людей.
Террористы согласились на переговоры с Анатолием Михайловичем. Кашпировского и сопровождавших его пустили в больницу. После его беседы с Басаевым были освобождены пять беременных женщин, они и члены делегации Кашпировского покинули территорию. Сам психотерапевт принял решение остаться в больнице и попросил уходящих: «Передайте моё решение в штаб и скажите, что им теперь придётся стрелять в депутата Госдумы. А заодно и в Кашпировского».
После категорического отказа Кашпировского покинуть здание больницы ему вскоре позвонил директор ФСБ России Сергей Степашин: «Скоро начнём атаку. Так им дадим... Лучше уходите оттуда!» Тогда по совету Кашпировского Басаев потребовал пресс-конференции с отечественными и зарубежными журналистами, которая и была проведена в ту же ночь. Через пару часов американское телевидение CNN показало интервью с Шамилем Басаевым всему миру. Ночью 18 июня 1995 года, покидая больницу, Кашпировский забрал с собой еще 40 человек заложников.
Как события развивались дальше
17 июня в 4 утра федеральные войска попытались взять больницу штурмом. В результате этих действий был освобожден 61 человек, 30 погибли, около 70 – получили ранения. Но террористы не сдались и не уступили своих позиций. Осада буденновской больницы на этом не закончилась. Всего за время террористического атаки были ранены 415 человек, 129 погибли. Около сотни буденновцев были расстреляны в самом начале теракта, еще по пути в больницу.
Снять осаду удалось только после переговоров, которые произошли спустя 2 дня после штурма. Российские власти согласились удовлетворить требования чеченских боевиков, т. е. вывести войска с территории Республики Ичкерия. Террористы ввиду сложной обстановки избежали наказания. Им было позволено вернуться на родину.
Помимо человеческих жертв итогом террористических действий стал полуразрушенный Буденновск. Были разрушены 54 здания, уничтожены около 200 автомобилей. Общий ущерб оценивался в 95 млрд рублей. В память о погибших заложниках и российских военнослужащих 22 июня было провозглашено траурным днем. Вскоре после теракта в Буденновске президентским указом был принят Закон "О борьбе с терроризмом", который декларировал, что правительство РФ больше никогда не пойдет ни на какие уступки террористам.