Советские спецслужбы не только прекрасно знали истину "никаких переговоров с террористами", но и соблюдали её. А бороться с "беспредельщиками" предпочитали их же методами. И получалось. Прекрасный тому пример — операция по освобождению заложников в Ливане в 1985 году.
Напряжённая ситуация
В то время ситуация на Ближнем Востоке была достаточно непростой. А Советский Союз — значимым игроком и гарантом мира и безопасности в регионе. В частности, Москва оказывала политическую и экономическую поддержку Сирии, армия которой "помножала на ноль" боевиков террористической организации "Хезбола". Понятное дело, что самим боевикам это не нравилось, но ничего противопоставить организованной сирийской армии они не могли. Тогда в ход и пошли другие аргументы.
Похищение
Всё произошло 30 сентября 1985 года в Бейруте. Практически одновременно в разных концах города неизвестными вооруженными людьми были захвачены две машины советского посольства. В плену оказались дипломаты Олег Спиридонов и Аркадий Катков, сотрудник торгпредства Валерий Мыриков и врач Николай Свирский. Катков при нападении пытался бежать и получил огнестрельное ранение в ногу. Вскоре были озвучены и требования захватчиков — отвод сирийских войск и высылка советских дипломатов из Ливана.
Переговоры с террористами
Поначалу МИД СССР все же попробовало решить ситуацию мирным путем. Тем более, что террористы пошли на обострение — труп Каткова, у которого в плену началась гангрена из-за ранения, был подброшен к воротам посольства. По просьбе советской стороны сирийцы приостановили наступление. Но не было похоже, что террористы собираются выполнять свои обязательства — появлялись все новые и новые требования.
Ясир Арафат
Параллельно с дипломатами работали и советские спецслужбы. Им удалось выяснить, что за терактом стоит лидер Организации освобождения Палестины Ясир Арафат. Исполнителем же заказа стал его личный охранник Имад Мугния по кличке Гиена. Состоялся телефонный разговор с Арафатом по дипломатической линии. Москва абсолютно непрозрачно посоветовала навсегда забыть слово "ультиматум". Но Арафат принял прямо противоположное решение, отдав приказ не освобождать заложников. Об этом советской стороне стало известно из перехвата разговоров. Тогда было решено действовать по-другому.
Подобное подобным
Под прикрытием в Бейрут были отправлены десять советских спецназовцев из недавно созданного подразделения внешней разведки КГБ "Вымпел". Те начали действовать по методике террористов, уничтожая приближенных Арафата и Гиены. После того, как десяток террористов был отправлен на тот свет, Мугния получил ультиматум. В нём боевику предлагалось самому выбрать следующего, кто будет ликвидирован советским спецназом. Или же отпустить заложников.
Через несколько дней все трое были у ворот советского посольства...