Русские издревле звали хантов остяками, а манси вогулами или вогуличами. Территорию их проживания называли Югрой, что прямо указывает на родство этих народов с венграми, ушедшими отсюда в IX веке в Европу. Непосредственное знакомство русских (точнее, русов) с остяками и вогулами началось не позднее XI века. Первые известия об этих народах, попавшие в летопись, уже свидетельствуют о налаженных торговых отношениях между Русью и Югрой. Первопроходцами здесь, как и во многих других местах будущей России, явились новгородцы.
Только торговые отношения
Первоначально контакты носили характер торговых экспедиций. В обмен на железные изделия, которых не было у Югры – топоры, ножи – новгородские купеческие ватаги получали пушнину, которую потом перепродавали с большой выгодой на европейских рынках. Довольно скоро правящая верхушка Новгорода приступила к систематической эксплуатации богатств края, и от торговли перешла к прямому обложению туземных народов данью ценными мехами. Как она называлась исходно, мы не знаем, в XV же веке за нею закрепилось татарское слово «ясак».
Определённые территории для сбора дани (которую платили Новгороду и ближние племена «инородцев»: самоядь или ненцы, лопари или саами, печора или коми, карелы и др.) закреплялись в наследственное пользование за определёнными боярскими родами. Естественно, хантам и манси (как и другим народам Новгородской державы) не нравились такие новые «порядки», и уже в XII веке отмечаются их восстания против колонизаторов. Так, в 1187 году жители Югры убили новгородских чиновников, приехавших к ним для сбора дани, и это послужило предлогом для изгнания новгородцами князя Мстислава Давидовича. Очевидно, князь нарушил права бояр на сбор дани; этим же, видимо, объясняется и восстание туземцев: им пришлось платить дань вторично. Бояре же были заинтересованы в постоянном поступлении доходов и не особо напрягали «инородцев». Но в 1193 году новгородцы решили отомстить Югре и послали туда карательный отряд во главе с воеводой Ядреем.
Ядрей осадил одно из укреплённых мест в Югре. Его жители выразили желание покориться и пригласили Ядрея на переговоры, однако зарубили его вместе с двенадцатью чиновниками. Та же участь постигла ещё 80 человек, которых югорцам удалось заманить следом. Оставшиеся какое-то время ещё осаждали городок, но были вынуждены уйти, так как не меньше осаждённых были изнурены голодом.
Конфликты возникали и после.
Русская колонизация
Желая избавиться от регулярных поборов со стороны русских, ханты и манси постепенно полностью перекочевали на восток от Уральских гор (в XI-XIII вв. многие из них жили ещё к западу от Урала). Но следом за ними двигалась и русская колонизация. Особенно широкий размах она приобрела после захвата Москвою владений Великого Новгорода.
Кстати, начало завоевания русскими Сибири традиционно относят к концу XVI века – походу Ермака, но это неверно. Начало завоевания – это взимание дани с Югры, и относится оно, как мы видели, к XI веку. А во второй половине XV столетия эстафета от Новгорода перешла к Москве. Ещё в 1456 году в результате войны Москва присоединила к себе все новгородские колонии от Северной Двины к востоку.
В 1465 году московский великий князь Иван III отправил в Зауралье военную экспедицию под начальством ушкуйника из Великого Устюга, некоего Василия Скрябы. С ним отправилось ещё много «охочих людей» из Устюга и других северных городов. Таким образом, продолжая покорение Югры, московские правители какое-то время использовали новгородских колонистов. Скряба захватил множество рабов, а также пленил двух местных князьков (Калпака и Течика) и привёл их пред государевы очи. Иван III «пожаловал их югорским княжением», то есть сделал их ответственными за сбор и доставку ясака со всего туземного населения.
По-видимому, ясак поступал не так исправно, как хотелось бы московскому государю, ибо он ещё не раз показывал хантам и манси, кто теперь в их земле хозяин. Так, в 1483 году в Югру была послана регулярная московская рать под командованием князя Фёдора Курбского-Чёрного и Ивана Салтыка-Травина. У впадения Пелыма в Тавду произошла битва, в которой было истреблено много югорских жителей, хотя и московское войско понесло потери. После этого воеводы прошлись огнём и мечом по Югре, номинально принадлежавшей Сибирскому ханству, и привели на Москву множество пленных, в их числе несколько туземных вождей. После этого югорский владетель Юмшан через епископа Перми запросил мира и согласился стать подданным московского князя. Он сам приехал в Москву, бил челом и получил от Ивана III инвеституру на Югру. Иван же III прибавил к своему княжескому титулу, в перечислении земель, имя «Угорский».
Таким образом, московская колонизация Югры, в отличие от новгородской, имела целью не только исправную доставку дани, но и прочное усмирение и политическое завоевание, а кроме того – захват рабов. Поэтому такой вассальной зависимости Югры было недостаточно для Москвы. Зимой 1499/1500 гг. было предпринято масштабное покорение этого края. Во главе рати были поставлены воеводы князь Семён Курбский, Пётр Ушатый и Василий Гаврилов (по другим известиям – Заболоцкий-Бражник, если это не одно и то же лицо). Карательная экспедиция вышла из Вятки. В её составе, как и в предыдущих, было много бывших ушкуйников-добровольцев, а кроме того, отряды татар и вотяков (удмуртов).
Московское войско вначале прошлось для устрашения по земле ненцев (Карамзин, пересказывая летопись, говорит, что русские встретили мирных самоедов и убили из них 50 человек, захватив 200 оленей), а затем обрушилось на Югру. По сообщению летописи, русские взяли 40 «городов» (обнесённых тыном поселений, по всей видимости) и захватили в добычу больше тысячи местных жителей, в том числе 50 вождей. По-видимому, поступление ясака было налажено.
Ханты и манси подвергались притеснениям с двух сторон – Москвы и Сибирского ханства. Последнее также считало их своими данниками. Поэтому окончательное присоединение Югры к России связано с уничтожением Сибирского ханства в конце XVI века. Поход Ермака закончился поражением и истреблением его войска, но уже в 1585 году Москва предприняла второе, на сей раз успешное, завоевание Западной Сибири. При этом отряд воеводы Мансурова был отправлен покорять остяков. У устья Иртыша (где сейчас Тобольск) он взял их укреплённое городище. Успешному для русских ходу битвы способствовало то, что уже в самом её начале меткий пушечный выстрел разбил вдребезги весьма почитавшегося хантами Белогорского идола.