19/11/24

Как крепостной на Руси мог получить вольную 

Крепостных на Руси нередко считают чуть ли не рабами. На самом деле это не совсем верно. Крестьяне все же обладали гораздо более широкими правами и не являлись вещью в полном смысле слова, как это было, например, в Римской Империи. Более того, при определенных обстоятельствах крепостные вполне могли получить вольную и стать свободными людьми. 

Указ «О вольных хлебопашцах»

Этот указ, изданный в начале XIX века, стал первым серьезным шагом к отмене крепостного права. Он позволял помещикам освобождать своих крестьян за выкуп, наделяя их землей. Хотя этот процесс был медленным и охватывал лишь небольшую часть крепостного населения, он заложил основу для будущих реформ. 

Вообще, согласно документу, помещик мог отпустить крестьянина безвозмездно, но желающих заниматься подобной благотворительностью было немного. Чаще всего с крестьянина брали выкуп. В среднем он составлял 150 рублей, немалые по тем временам деньги. Но женщину или ребенка могли отпустить на свободу всего за 5 – 25 рублей. 

«Обязанные крестьяне»

Еще одной попыткой реформировать крепостное право стал указ об обязанных крестьянах. Он позволял крестьянам получить личную свободу и землю, но при этом они обязаны были выполнять определенные работы для помещика. Попросту говоря, отработать свою свободу. Однако, этот указ также не получил широкого распространения из-за сопротивления помещиков. Зачем отпускать крестьянина после того, как он отработает, например, несколько месяцев или даже лет, если можно оставить его в крепостных пожизненно? 

Вольная грамота

Получение вольной грамоты было для крепостного крестьянина настоящим событием и подарком судьбы. Вот только рассчитывать на такое благородство со стороны помещика могли немногие. Чаще всего вольные давали талантливым крестьянам: поэтам, художникам, театралам. Хоть таких случаев было немало, в процентном отношении они составляли мизер. Обычно таким образом барин демонстрировал свои либеральные европейские взгляды. Правда, в документе нередко все прописывалось столь хитрым образом, что и получивший волю крестьянин оставался должен своему «благодетелю» по гроб жизни.