9 февраля 1961 года над нейтральными водами Средиземного моря произошло беспрецедентное событие: истребитель ВВС Франции трижды атаковал самолет, на борту которого находился Леонид Брежнев. Это единственный в истории случай, когда воздушное судно главы государства подверглось нападению со стороны страны, не находящейся с ним в состоянии войны.
Роковые минуты над Средиземным морем
Ил-18 с советской делегацией на борту следовал в Гвинею по заранее согласованному с Францией маршруту. В 14:23 по Гринвичу пилот Борис Бугаев заметил приближающийся истребитель.
Метод КГБ: почему советских разведчиков не брал алкоголь
«Мы передали срочную радиограмму на английском и французском: "Просим отозвать истребитель!"» — вспоминал позже Бугаев. Алжирский аэропорт (тогда французская территория) подтвердил получение сигнала, но это не помогло.
Истребитель совершил три захода на советский лайнер, дважды открывал огонь и пересекал его курс. Только благодаря мастерству Бугаева, успевшего изменить траекторию полета, удалось избежать прямого попадания.
«Бандитский налёт»
В СССР инцидент вызвал волну возмущения. Пресса называла произошедшее «бандитским налётом» и «агрессией французской военщины». На московских заводах прошли митинги протеста.
Кем в действительности была Инесса Арманд для Ленина
Французский МИД ограничился формальными выражениями сожаления, пообещав «разобраться». Но виновные так и не были названы, а истинные причины атаки остались загадкой. Была ли это ошибка пилота или спланированная провокация — неизвестно до сих пор.
Крылатый министр
Брежнев высоко оценил уверенные действия своего пилота. Стоит отметить, что это единственный случай за всю историю, когда самолёт с главой государства атаковали ВВС страны, не находящейся в состоянии войны. Этот эпизод помог карьере лётчика Бориса Бугаева сделать новый виток. В 1966 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда и вручили орден Ленина и золотую медаль "Серп и Молот". С этого момента личный пилот первого лица партии становится большим чиновником. Сперва в качестве замминистра, а с 1970 года уже как министр гражданской авиации СССР, Борис Бугаев развивает энергичную деятельность вверенной отрасли. При нём гражданская авиация превращается из резерва вооружённых сил в самостоятельную структуру.
Проводятся реконструкции и строятся сотни новых аэродромов, создаётся инфраструктура, появляются конструкторские бюро. Уже к 1980 году советская гражданская авиация перевозила больше людей, чем любая другая в мире - более 100 миллионов пассажиров в год. Более 17 лет Борис Бугаев пробыл на этом посту, назначением на который, он, возможно, был обязан тому эпизоду, когда спас жизнь Брежнева.

