28/01/20

Как много белорусов сражалось на стороне Гитлера и почему об этом старались умалчивать

Когда речь заходит о коллаборационистах в СССР времён Второй мировой войны, то первым делом говорят о прибалтах, украинцах и крымских татарах. Кого практически никогда не упоминают, так это жителей Беларуси. Поскольку именно белорусы традиционно ассоциируются с партизанами, но никак не с полицаями и карателями.

Белорусские партизаны

Согласно данным советских историков, в Беларуси партизанское движение было самым массовым. Но современное изучение архивных документов показывает, что многие данные о партизанах (в том числе и о белорусских) не соответствуют реальности. И тема партизанского движения Великой Отечественной войны ещё ждёт своих беспристрастных и объективных исследователей.

Но в любом случае в Беларуси партизанское движение действительно было намного сильнее развито, чем на других оккупированных территориях. И именно этот факт всегда приводится как подтверждение всеобщей борьбы белорусского народа с немецкими захватчиками. Не отрицая этого утверждения, стоит заметить, что появление столь большого количества партизан на белорусской земле имеет несколько иную причину.

Партизанские отряды формировались преимущественно не в момент приближения фронта из числа мобилизованных местных жителей и под началом местного же партийного или хозяйственного руководства. И не за счет заброски специальных групп в тыл врага. Подавляющее большинство белорусских партизан составляли бывшие бойцы и командиры частей Западного фронта, попавшие в окружение в первые дни войны. Военные, оказавшиеся в котле, и придали массовость партизанскому движению Беларуси.

Что касается местного населения, то с ним было не всё так однозначно, как считалось в советское время.

Белорусские националисты

Первое подразделение в составе вермахта из белорусов было создано ещё до начала Великой Отечественной. Это был отдельный взвод полка специального назначения «Бранденбург». В него вошли бывшие солдаты польской армии белорусской национальности. Активное участие в его организации принимали также белорусские эмигранты, живущие в Германии, Польше и других европейских странах.

В отличие от, например, украинских националистов-эмигрантов, белорусские были не столь многочисленны, но всё же имелись. Это в первую очередь представители существовавшей короткое время в 1918 году Белорусской Народной Республики, сбежавшие за границу после её ликвидации.

В начале войны с СССР белорусские националисты, так же как и многие другие, верили в возможность образования (с помощью немцев) собственного независимого государства. Местное население, особенно в недавно присоединенных западных областях, не питало особых симпатий к советской власти. А боевые успехи вермахта являлись дополнительным стимулом для перехода белорусов на службу к гитлеровцам.

Данные о том, сколько белорусов переметнулось к немцам и насколько добровольно они это сделали, весьма противоречивы.

В книге С. Пинчука «Советские партизаны. Мифы и реальность» утверждается, что за весь период войны в составе вермахта и СС службу прошли около 50 тыс. белорусов, но в других источниках приводится цифра до 70 тысяч.

Андрей Каращук в книге «Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС» сообщает, что в 1943 году в Барановичском, Слонимском и Слуцком округах на призыв записываться в полицейские батальоны откликнулось столько добровольцев, что их стали перебрасывать в другие регионы.

А вот Сергей Чуев в своей книге «Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха» уверяет, что батальоны комплектовались насильственно, и их личный состав к местам формирования отправлялся под конвоем.

Можно предположить, что ситуация кардинально менялась в ходе войны. В начале действительно было много добровольцев. Когда же Красная Армия стала одерживать победы и стало понятно, что Германия проиграет войну, местное население разочаровалось в политике оккупационных властей, а сами националисты осознали, что надежды на создание хоть сколько-нибудь независимого государства несбыточны и немцы в этом не заинтересованы. Желающих служить у немцев становилось всё меньше, случаи ухода отдельных военнослужащих и целых подразделений к партизанам стали регулярными.

В рядах вермахта и СС

Первые подразделения стали организовываться сразу же, как только войска вермахта захватили территорию Беларуси. Это были импровизированные части из местных жителей и военнопленных, которые предназначались для уничтожения окруженных в лесах соединений Красной Армии. Их действия часто оказывались довольно успешными. К концу 1941 года на основе этих частей была сформирована Белорусская вспомогательная полиция.

Мелкие полицейские подразделения не могли полноценно бороться с партизанами. Для этой цели летом 1942 года было задумано создать Белорусский корпус самообороны. Изначально планировалось три дивизии и отдельные части, но в результате появилось два десятка отдельных батальонов, которые так и не вооружили. В конце концов немецкое командование не решилось дать свободу действий самостоятельным белорусским военным подразделениям, и весной 1943 года корпус был распущен.

С лета 1942 года немецкое командование приступило к организации белорусских батальонов вспомогательной полиции «шума» (от Schutzmannschaft). Данный процесс продолжался до весны 1944 года, всего было собрано 11 батальонов, артиллерийский дивизион и кавалерийский эскадрон. Батальоны были двух типов: шесть фронтовых (для борьбы с партизанами) и пять охранных (для охраны важных объектов). Хотя в батальонах «шума» даже командный состав был из числа бывших офицеров-белорусов советской или польской армии, подчинялись они немецкому командованию.

Кроме полицейских батальонов были укомплектованы следующие части: батальон железнодорожной охраны, воздушно-десантный батальон «Дальвиц» (созданный Абвером для разведывательно-диверсионных операций в советском тылу), 13-й белорусский полицейский батальон СД.

Весной 1944 года было начато формирование Белорусской краевой обороны: 39 пехотных, 6 сапёрных батальонов и кавалерийский эскадрон. В общей сложности в них входили свыше 21 тыс. человек, но реально лишь немногие соединения были использованы в операциях против партизан.

После того как в 1944 году Красная Армия освободила Беларусь, остатки полицейских и других частей были отведены в Польшу. Там из украинских и белорусских батальонов была собрана бригада вспомогательной полиции порядка «Зиглинг» (Schutzmannschaft-Brigade Siegling), которая в боевых действиях участие не принимала.

Позже из белорусских частей была сформирована белорусская Гренадерская бригада войск СС, позже развернутая в 30-ю гренадерскую дивизию войск СС. В апреле 1945 года все белорусы из этой дивизии были просто распущены.