Всем известно расхожее выражение «Капитан покидает корабль последним». Такова морская традиция, которая предполагает, что капитан, сошедший с корабля, сделал все возможное для спасения людей и имущества. Аналогичные правила существуют и на военном флоте. А для их нарушителей предусмотрено даже уголовное наказание.
Правовая основа военной службы
Как утверждают Александр Бриллиантов и другие авторы издания «Комментарий к Уголовному кодексу РФ», в русском писаном праве такое понятие, как воинские преступления, появилось еще в середине XVI века. Термин «воинское преступление» впервые был использован в Военно-уголовном уставе 1839 года. В современном законодательстве подобным преступлениям посвящена 33 глава Уголовного кодекса Российской Федерации, которая так и называется «Преступления против военной службы». К таким преступления относятся преступления, направленные против порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими.
Впрочем, правовой основой военной службы является не только Уголовный кодекс, но и Конституция России, Федеральные законы «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе», а также иные нормативные правовые акты страны, действующие в данной области. В частности, на флоте действует Корабельный устав Военно-морского флота РФ. Благодаря Корабельному уставу определяется налаживание корабельной службы, направленной на организацию высокой боевой готовности. Кроме того, согласно уставу, должна быть обеспечена полная безопасность корабля и твердый воинский порядок.
Корабельный устав и погибающий корабль
В соответствии с Корабельным уставом Военно-морского флота, если какие-либо обстоятельства угрожают гибели корабля, командир обязан использовать все имеющиеся возможности для его спасения. Командир, не выполнивший всех своих обязанностей, не имеет права оставлять корабль. В первую очередь он обязан принять меры для спасения своих подчиненных, пассажиров и имущества. Кроме того, согласно уставу, ни один член команды не вправе самовольно отказаться от исполнения своих обязанностей и без приказа командира покинуть гибнущий корабль.
Наказание за оставление гибнущего корабля
Как уже было сказано выше, наказания за преступления против военной службы отражены в Уголовном кодексе Российской Федерации. В частности, статья 345 УК посвящена именно оставлению погибающего военного корабля. Согласно данной статье лица, признанные виновными в этом преступлении могут быть осуждены на ограничение по военной службе на срок до 2 лет. Также, совершивший упомянутое преступление военнослужащий может быть перемещен в дисциплинарную воинскую часть на аналогичный срок или отправлен в места лишения свободы на срок до 5 лет. Примечательно, что наказание за оставление погибающего корабля несет как его командир, так и члены экипажа, которые сделали это без соответствующего распоряжения командира.
Стоит отметить, что состав преступления будет отсутствовать только в том случае, если командир оставил корабль, выполнив все необходимые действия. Не влечет уголовной ответственности и неисполнение обязанностей командиром корабля, пока тот еще не покинул борт. Как указано в учебнике «Российское уголовное право» под редакцией Г. А. Есакова, под исполнением командиром всех обязанностей следует понимать выполнением им служебных обязанностей, принятие предписанных ему и возможных в сложившейся аварийной ситуации мер по борьбе за живучесть корабля, спасению экипажа, эвакуации или уничтожению вахтенного и навигационного журналов, секретных документов и оборудования, сохранению корабельного имущества.