Первые союзники: решение от 22 июня
В тот самый день, когда началась война, в Улан-Баторе собралось высшее руководство страны. На объединённом заседании было принято решение оказать СССР всестороннюю помощь. Это был не только жест солидарности, но и выполнение обязательств по договору о взаимопомощи 1936 года. Народ Монголии воспринял это как свой долг. Великая Отечественная стала для монголов и их войной.
Каждая пятая лошадь
Сегодня мы забываем, что Вторая мировая была ещё и войной лошадей. Без них были невозможны переброски артиллерии, снабжение частей, разведка и манёвр. К осени 1942 года СССР потерял почти половину своего лошадиного поголовья. Восполнить эти потери было нечем, кроме как за счёт Монголии.
Почему Ленину после покушения долго не вызывали врача
Американских лошадей было сложно и дорого перевозить, а советский племенной фонд был подорван. В итоге именно неприхотливые и выносливые «монголки» стали спасением. Всего за годы войны было поставлено около 500 тысяч лошадей. По поздним подсчётам, каждая пятая лошадь в Красной армии была из Монголии. Как писал генерал Исса Плиев: «…неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».
Танковая колонна и эскадрилья
Помощь не ограничилась лошадьми. Уже в январе 1942 года в Монголии объявили сбор средств на танковую колонну «Революционная Монголия». Люди несли в банк деньги, драгоценности, золотые украшения. В итоге было собрано 2,5 млн тугриков, 100 тысяч долларов и 300 кг золотых изделий. На эти средства закупили 32 танка Т-34 и 21 Т-70. В январе 1943 года колонну лично передал Красной армии маршал Чойбалсан.
В 1943 году начался сбор на авиаэскадрилью «Монгольский арат». К лету собрали 2 млн тугриков. Иосиф Сталин лично направил благодарственную телеграмму руководству МНР. Самолёты были построены и переданы на фронт.
Караваны помощи
Помогли монголы Красной армии также продуктами, одеждой, шерстью. Уже в октябре 1941 года из Монголии был отправлен первый эшелон с подарками бойцам Красной армии. Он вез 15000 комплектов зимнего обмундирования, около 3000 индивидуальных подарочных посылок на общую сумму в 1,8 млн. тугриков. Также Госбанк СССР получил 587 тыс. тугриков наличными на расходные нужды.
За первые три года войны из Монголии было отправлено восемь эшелонов.
Полет Юрия Гагарина: что в нем пошло не так
В книге «Эскадрилья «Монгольский арат», изданной в 1971 году, приводится примерный список того, что монголы отправили на фронт только в одном из эшелонов в ноябре 1942 года: полушубки — 30 115 шт.; валенки — 30 500 пар; меховые варежки — 31 257 пар; меховые жилеты — 31 090 шт.; солдатские ремни — 33 300 шт.; шерстяные фуфайки — 2 290 шт.; меховые одеяла — 2 011 шт.; ягодное варенье — 12 954 кг; туши джейранов — 26 758 шт.; мясо — 316 000 кг; индивидуальные посылки — 22 176 шт.; колбаса — 84 800 кг; масло — 92 000 кг.
Средства, собранные монголами, были по своему объему равны уровню поставок по ленд-лизу, и это лишний раз подтверждает беспримерное самопожертвование монголов. Зимой 1944 года в МНР даже начался голод.
Добровольцы
Точное количество монгольских добровольцев-участников Великой Отечественной войны до сих пор не установлено, однако историки сходятся на том, что на Восточном фронте принимало участие до 500 монголов. Они воевали в кавалерийских и саперных частях, монголы как хорошие охотники были снайперами.
Монгольская армия, за годы войны усиленная и обученная, стала серьезным противовесом Квантунской армии. Благодаря вооруженным силам дружественной Монголии Советский Союза смог передислоцировать на Восточный фронт несколько дивизий с Дальнего Востока
Уже после окончания Великой Отечественной, в августе 1945 года каждый десятый монгол принял участие в Советско-японской войне.
Товарищ Сухов
Одним из многих монголов, сражавшихся в составе Красной армии, был Должинсүрэнгийн Сүхээ. В Советский Союз он приехал ещё до войны, сначала учился в костромском техникуме, был отличником, приехал в Москву повышать квалификацию, потом работал в посольстве МНР, а затем был репрессирован и отправлен на поселение, ходил на судне в Архангельске, а оттуда его мобилизовали на фронт матросом Балтийского флота.
Сложное монгольское имя сократили, и по документам Должинсүрэнгийн Сүхээ стал Суховым.
Он сражался на Ленинградском фронте, многократно перескал линию фронта, брал «языков», ходил в разведку.
В конце ноября 1943 года часть, в которой служил Сүхээ-Сухов была направлена уничтожить вражескую танковую колонну. Морпех Сухов в том бою был тяжело контужен и ранен. Это было 27 ноября 1943 года.
Позже он будет писать на своем дневнике: «Я очень благодарен тем советским людям, кто спас меня, когда я был ранен». Из-за тяжести ранения «товарищ Сухов» был комиссован, хотя и просился обратно на фронт
С 29 января 1944 года он работал ремонтником на пароходе, курсировавшем по реке Мезень, а по возвращении в Монголию участвовал в советско-япоснкой войне и был награжден орденом «Полярная звезда».

