За последнее столетие мужской облик претерпел значительные изменения. Антропологи, социологи и врачи фиксируют комплексную трансформацию — от физических параметров до социальных ролей. Рассмотрим ключевые аспекты этой эволюции.
Физическая трансформация
Среднестатистический европеец за 100 лет вырос на 11-12 см. Наиболее показателен пример Нидерландов: если в середине XX века самые высокие мужчины жили в США (177 см), то сегодня лидерство у голландцев (185 см).
Российские показатели демонстрируют схожую динамику: со 168 см в 1960-х до 178 см сегодня. Профессор экономики Тимоти Хаттон из Эссекского университета связывает этот тренд с улучшением питания, развитием медицины и ростом доходов населения.
Обратной стороной прогресса стала проблема ожирения. Согласно данным ВОЗ (2013), 29% взрослого населения планеты имеют избыточный вес. Помимо очевидных причин (малоподвижный образ жизни, фастфуд), учёные отмечают и эпигенетические факторы — последствия голодных периодов, пережитых предыдущими поколениями.
Исследования антропологов МГУ демонстрируют тревожную тенденцию: современные подростки значительно уступают сверстникам из 1930-х годов. Если средний московский школьник в прошлом веке показывал на силометре 55 кг, то сегодня этот показатель снизился до 36 кг.
Интеллект
Феминизация
Мужчины стали более женственными. При этом психологи отмечают: феминизация мужчин идет параллельно с маскулинизацией женщин. Мужские журналы становятся похожими на женские, в женских журналах появились разделы с техникой и автомобилями, мужчинам стало свойственно самолюбование, а женщины принимают участие в боях ММА.
Меняются социальные роли. Сегодня все чаще можно встретить семьи, где мужчина занимает пассивную позицию.
Психологи объясняют феминизацию несколькими факторами, от увеличения числа разводов (дети растут в неполных семьях и перенимают ролевые модели родителей) до женского движения за свои права.
Психолог Игорь Кон так комментирует смену ролей в сегодняшнем мире: «Мы маскулинность понимаем как нечто монолитное, данное, такое замечательное, «сильный, смелый, героический, все может» и т.д., а критическое отношение не заложено. Между тем эта система оказывается сегодня дисфункциональной, с учетом изменившихся условий и характера отношений».

