Сходу сказать, от какого слова произошло блатное «мент», мало кто сможет. Тем более, что широкой публике это оно стало известно не так уж давно. Некоторые увязывают слово «мент» с милицией, считая, что уголовники как-то так хитро его видоизменили. Но это неправильное толкование, так как в Российской империи милиция не занималась борьбой с уголовными преступлениями. А слово «мент» мы можем найти уже в «Толковом словаре» Даля. Там можно узнать, что ментами называли в первую очередь тюремных надзирателей. Можно почитать Александра Куприна, у которого в рассказе «Вор» написано, что словом «менто» уголовники называли тюремщиков. Что интересно, в среде самих правоохранителей «ментами» называют продажных коллег.
Откуда же появилось это словечко? Чтобы узнать это, придется немного углубиться в историю возникновения гусар.
Гусары появились в Венгрии в XV веке и представляли собой вид легкой кавалерии. Позже гусары появились они и в Польше. Чаще всего это были наемники из жителей Балканского полуострова. После того как Венгрию поделили между Османской и Священной Римской империями, развитие гусар как рода войск пошло по-разному. Если венгерские и турецкие гусары оставались легкой кавалерией, то в Польше было иначе. В конце XVI века появились «крылатые» или «панцирные гусары», которые носили довольно тяжелые доспехи (по-польски pancerny). Польские гусары того времени имели очень характерный вид, который им придавали два больших крыла, крепившиеся к седлу за спиной. Другим, менее заметным, но имеющим прямое отношение к теме статьи, атрибутом польских крылатых гусар была наброшенная на плечи звериная шкура. Предполагалось, что шкура леопардовая, но подобную роскошь не могли себе позволить даже самые богатые паны, потому использовались шкуры попроще, раскрашенные под леопарда. Те же, кто победнее и не могли себе позволить даже покрасить, просто использовали шкуры волчьи или рысьи.
Более привычные нам гусары появились в Священной Римской империи в XVII веке. Чуть позже этот вид кавалерии появился во Франции и Пруссии, причем набирали их из венгров. В гусарских полках большинства европейских стран даже команды долгое время отдавались на венгерском языке. И когда в гусарские полки стали набирать уже не этнических венгров, то новобранцам приходилось учить основные венгерские термины. А уж названия, связанные с униформой, до сих пор остались во всех странах именно в первоначальном, венгерском варианте.
В Российской империи гусары появились раньше, чем в Европе, и это были еще панцирные гусары, которых завели в подражание полякам. Да и служило там немало поляков и литовцев. После того, как Петр I реформировал армию, крылатые гусары из русской армии исчезли. Снова появились у нас они при императрице Анне Иоанновне, их набирали из сербов, хорватов, румын и других народов, находившихся под властью турок. Бежавших из Османской империи селили обычно на границах, и первые русские гусары предназначались для пограничной службы.
Основным вооружением гусар оставались сабли, хотя у них появились и пистолеты, позже карабины, в некоторых армиях часть гусар имела пики. Больше всего гусары известны не столько своим вооружением, сколько яркой и необычной формой. Даже в те времена, которые среди историков получили названием «войны в кружевах», гусары выделялись своим обмундированием. При пестроте армий тех времен отдельные виды пехоты и кавалерии имели мундиры единого образца и цвета. А если и отличались, то какими-то деталями: обшлагами, отворотами, воротниками. Гусары имели самые различные цветовые сочетания деталей мундира, обычно никак не зависящих от основных принятых в каждой армии цветов. И если собрать воедино расцветки всех мундиров армий всех стран, то двух полностью одинаковых среди них не найти.
Самой известной частью гусарского мундира была короткая куртка, отороченная мехом, которая носилась наброшенной на левое плечо. Называлась эта куртка «ментик».
В некоторых современных источниках указывается, что ментики могли служить дополнительной защитой гусару. Но в таком положении ментик носили больше на парадах и только летом. Зимой ментики одевали в рукава, а в бою снимали, чтобы не мешал. Гусары, вооруженные пиками, ментик на плече не носили вообще.
Гусарскую форму носили не только гусары. В армии Наполеона точно такие же мундиры были у конных егерей и конных артиллеристов Старой гвардии. А в самой Австро-Венгрии в форму, сильно напоминающую гусарскую, но чуть попроще, одели жандармов. Вскоре форма жандармов перешла и к полиции, при этом гусарский ментик из куртки превратился в накидку. Она сохранила название гусарского ментика. Но ментик — это по-русски, по-венгерски mente. За этот характерный вид австрийских полицейских называли «менте». Местное название переняли польские воры и другие уголовные элементы. Дело в том, что российская полиция боролась с уголовниками довольно успешно, и потому они часто отправлялись «на заработки» в соседнюю Австро-Венгрию. Там воры польские переняли местное название, а потом оно понемногу распространилось на остальную часть Российской империи.