30 сентября 2015 года Россия начала военную операцию на территории Сирийской Республики. К тому времени в стране уже четыре года шла война, и большая часть Сирии была захвачена боевиками террористических организаций, запрещенных по всему миру. Когда под контролем правительственных сил осталось менее десяти процентов территории, президент Башар Асад обратился за помощью к России.
Проверенный союзник
В течение нескольких десятилетий Москва и Дамаск поддерживали прочные экономические, военные и политические отношения. Просьба о помощи не стала внезапной: у российского военно-морского флота есть своя военная база в Тартусе (второй по величине портовый город Сирии), а многие сирийские офицеры получили образование и армейскую подготовку в России. Когда началась военная операция против террористов, для размещения российских самолетов выбрали аэропорт рядом с Латакией и всего за пару месяцев создали базу Хмеймим. Туда перебросили не менее пятидесяти штурмовиков, бомбардировщиков, транспортных и ударных вертолетов. С помощью этого контингента велась борьба с террористами. Воздушно-космические силы РФ нанесли по объектам террористов первые ракетно-бомбовые удары, и за несколько месяцев успешных боевых действий у них получилось переломить ситуацию в свою пользу.
Сирийцы встретили русских с энтузиазмом и благодарностью. Вот что говорил один из местных жителей, когда война еще была в разгаре: «Как я отношусь к российскому участию? Террористы со всего мира атакуют нас уже пять лет. И нам нужна вся помощь России, которую она может дать. Да, вы правы, не все поддерживают эту точку зрения. Обычно те, кто против российских действий, поддерживают идею исламского халифата как идеального мироустройства. Прямо как в Средневековье». Вскоре после начала военной операции в Латакии даже стали открываться тематические рестораны русской кухни. На входе – триколор, меню составлено на кириллице, а персонал неплохо обучен русскому языку. Хозяин заведения признавался: «Теперь я ищу повара, который умел бы готовить блюда русской национальной кухни. Я уже напечатал новые меню и сделаю рекламные объявления на русском». Некоторые владельцы общепита даже отказывались брать деньги у российских военных: «Они пришли, чтобы защитить наш народ! Самое малое, что можно предложить нашим русским братьям, это принять их бесплатно в кафе».
Важные победы
После вмешательства России ситуация в Сирии изменилась. При поддержке российской авиации войска Асада действовали гораздо успешнее. К тому же, помогали сирийцам не только c воздуха, но и в ходе наземных операций. В марте 2016 года совместными усилиями удалось отбить у террористов древний город Пальмиру. Хотя боевики отчаянно сопротивлялись и разрушили знаковые архитектурные сооружения, входящие в список наследия ЮНЕСКО, контроль над Пальмирой полностью вернулся к правительственным силам. Эта победа считается переломной в войне, поскольку город расположен почти в самом центре Сирии и является точкой пересечения ключевых транспортных путей.
Многие сирийцы всерьез задумались об изучении русского языка, чтобы свободно общаться со своими спасителями и выразить им признательность. «Солдаты России своими делами и помощью сирийцам заслужили право на достойное обращение, мы иногда делаем им небольшие подарки», – утверждали местные. Владелец небольшого магазина в Латакии Мухаммед рассказывал, что русские с радостью принимают сувениры и маленькие портреты президента Башара Асада. «Русские стали нашими друзьями. Всякий раз, когда они идут мимо, то заходят поздороваться и поболтать», — с гордостью сообщал он.
Конец
В декабре 2017 года российские войска получили приказ о завершении операции и выводе из Сирии ударной авиационной группировки. Авиабаза в Хмеймиме и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе остались там для постоянного базирования, но большая часть контингента Вооруженных сил РФ покинула Сирию в течение 2018 года. Сейчас в стране находятся военные советники и бойцы Сил специальных операций. С момента ввода в Сирию российских войск прошло уже пять лет, но жители республики до сих пор вспоминают о помощи с благодарностью: «Русские бились, словно это их страна была поставлена на карту. Они следовали за нами напрямую и помогали в крупных наступательных операциях. Казалось, будто бы они всегда где-то рядом с нами».
А сиоиццы не кинулись православиться в благодарность России? Нет? Странно все это как-то….