Переходя границу СССР немецкие солдаты, подготовленные пропагандистскими речами и статьями, ожидали увидеть в СССР натуральных «недочеловеков» со всеми признаками вырождения – низкорослых, нездоровых и довольно невзрачных. Действительность их удивила. Русские в массе своей оказались людьми крепкими, ладными, и внешне нисколько не отличающимися от «истинных арийцев». И при этом – еще одно потрясение для немцев – эти русские варвары были очень чистоплотны.
Разумеется, окопы на передовой, «землянки в три наката» не располагают к особенной опрятности. Однако, наши бойцы и в этих условиях старались по возможности заботиться о чистоте. Из воспоминаний фронтовиков мы знаем, что с не меньшим ожесточением, чем с немцами, на передовой боролись со вшами. В этой борьбе в ход шло все: химические средства («мыло К», дуст и скипидар), специальные обмывочно-дезинфекционные роты (ОДР), банно-прачечные и дезинфекционные поезда (БПДП), полевые отряды прачек. Но главным средством оставалась баня. Бани наши бойцы организовывали при любой возможности. Разумеется, на фронте такие возможности возникали не так уж часто, но тем не менее, сохранились рассказы об импровизированных банях в землянках, в палатках, в других подходящих помещениях. За передовой, в неглубоком тылу, бани устраивались повсеместно.
Ситуация с вшами у немцев была нисколько не лучше, чем в РККА. В письмах на родину немецкие солдаты и офицеры жаловались на ужасные условия, невозможность нормально помыться, на вшей и антисанитарию. Солдаты Вермахта получали в числе других гигиенических средств и порошок от насекомых, однако, он был малоэффективен и отчаянно вонял. Поэтому немцы довольно быстро переняли у бойцов Красной Армии обычай строить бани. Эверт Готтфирд, воевавший в годы Великой Отечественной в звании лейтенанта, в одном из послевоенных интервью вспоминал, что уже в 1941 году они с друзьями выучились у русских строить «banja» (баня). Мыться они старались минимум дважды в неделю, и вообще, при первой возможности.
Еще один общеизвестный факт: Гитлер намеревался разгромить СССР до холодов. И по этой причине немцы, лишенные зимнего обмундирования, страшно мерзли, особенно зимой 1941-42 года. Советским бойцам тоже приходилось мерзнуть, но у наших была великолепная обувь, приспособленная к климатическим условиям – валенки.
У немцев валенок не было. Поэтому сначала они отбирали валенки у жителей оккупированных сел и городов. Счастливцы, ставшие обладателями такой замечательной штуки, хвалились товарищам, те одолевали требованиями и просьбами командование. И командование вняло. В Германии наладили производство «эрзац-валенок» — получились боты из войлока на толстой деревянной подошве. Их следовало натягивать поверх сапог. Такую обувку выдавали часовым и другим бойцам, деятельность которых не требовала особой мобильности.
Огромным успехом у немцев пользовались также советские армейские ватники и тулупы. Ватники предпочтительнее, поскольку в меховых тулупах заводилась платяная вошь.
Разумеется, солдаты Вермахта не брезговали отнимать одежду у мирных жителей, сохранилось множество снимков немецких солдат даже и в женских вещах. Но настоящий армейский ватник для бравого солдата Рейха все же был предпочтительнее.