Эта группировка на протяжении более 10 лет набрала в СССР (а позже – в России) такую силу, что к середине 90-х под «Общаком» был практически весь Дальний Восток, а это почти 1/3 территории США и 90% – Казахстана. «Общаковцы» стали бандитами-«пионерами» из российских ОПГ, начавшими практиковать франчайзинг – они позволяли своим «партнерам» (обычным предпринимателям-небандитам) заниматься бизнесом на взаимовыгодных условиях.
«Суетливый» Джем
Информагентство «Прайм-Крайм», одно из самых авторитетных современных отечественных источников информации о воровской жизни, в конце 90-х опубликовало подробный материал о становлении и укреплении дальневосточного ОПГ «Общак» и о роли в этом процессе легендарного вора в законе Джема (Евгения Васина).
В материале «Прайм-Крайм», датированном ноябрем 1999 года, столица Дальнего Востока — Хабаровск — называлась центром международной организованной преступности. И ОПГ «Общак» имела к этому непосредственное отношение. В распоряжении информагентства оказались документы ученых Дальневосточного госуниверситета и Центра транснациональной преступности и коррупции при Американском университете (Вашингтон) – исследования, позволяющие отследить становление и укрепление организованного криминалитета на Дальнем Востоке в 90-х годах.
В 70-е – 80-е годы криминалитет в Дальнем Востоке во многом носил характер «броуновского движения» – организованные преступные формирования в этот период там только зарождались. Прочная сеть «общаков» в крае сформировалась лишь к середине 80-х годов. Именно тогда на первые роли выдвинулся вор в законе Евгений Васин – Джем, одна из наиболее одиозных фигур российского криминалитета за всю историю его существования. Джем, коронованный Вячеславом Иваньковым (Япончиком), и стал контролером дальневосточной общаковской сети. Васин минимизировал кровавые войны между «союзными» «законниками» и «новыми кавказскими ворами», пытавшимися в 90-х подмять под себя Сибирь и Дальний Восток. Развивший «серьезную суету» Джем создал собственное воровское «политбюро», он с 1990 по 1993 годы стал инициатором коронации семи претендентов на воровской статус.
Ссылаясь на источник в ФСБ, автор текста о деятельности ОПГ «Общак» (материал 1999 года) писал, что масштабы ее влияния простирались на страны Азиатско-Тихоокенского региона и «многие государства Европы». Иваньков-Япончик до своего зарубежного ареста эти связи только укрепил.
Без Джема
В 2001-м году ОПГ «Общак» совершила самое известное в своей истории публичное злодеяние – в Комсомольске-на-Амуре было сожжено кафе Чародейка». Заживо сгорели 4 человека, еще четверо умерли от ожогов, 20 получили ранения разной степени тяжести. Инициатором поджога выступил Васин-Джем, который хотел отмстить местным предпринимателям, не захотевшим делиться доходами от сбыта и переработки металлов. Джема арестовали, он умер в тюрьме во время предварительного следствия в том же году.
В начале нулевых по ОПГ «Общак» начала активно работать ФСБ. В 2009 году Хабаровский краевой суд вынес приговоры в отношении восьмерых лидеров и участников организованной преступной группировки. Обвинение доказало, что четырехтысячная по численности ОПГ «Общак» на тот момент «держала» дальневосточную торговлю автомобилями и бензином, а также контролировала наркотрафик и морской промысел. Трое обвиняемых тогда получили сроки от 20 до 25 лет лишения свободы.
Лидеров дальневосточных подразделений «Общака», судя по сообщениям прокуратуры и СМИ, продолжали выявлять, арестовывать и судить вплоть до 2013 года. С начала образования этой ОПГ её история представляла собой кровавую драму, и она, судя по последним данным, все еще до сих пор в полной мере не исследована.