Осенью многие люди начинают испытывать усталость и стойкое чувство сонливости. Даже самые стрессоустойчивые становятся раздражительными. Врачи же говорят о сезонном аффективном расстройстве, являющимся источником нашего недомогания.
Профессор и директор института клинического обучения университета Вермонта Келли Рохан убежден, что лето и зима являются погодной нормой для человека, тогда, как осень (и весна) представляют собой переходные периоды, которые, как известно, всегда чреваты проблемами. Поэтому фактор «осени» оказывает влияние на всех людей без исключения, так как организм вынужден перестраиваться. У кого-то это протекает незаметно, а кому-то требуется даже специальное лечение. Прежде всего, это касается соматических заболеваний, симптомы которых обязательно почувствует каждый четвертый человек. Во всяком случае, об этом говорит медицинская статистика.
Впрочем, есть и другая версия.
Люди, работающие на компьютере, знают, что такое гибернация. Это – спящий режим. В реальности, компьютер выключен или находится режиме ожидания, но данные сохранены в файле hiberfil.sys, если речь идет о системах Windows. Делается это для энергосбережения.
Оказывается и человек имеет аналогичный физиологический механизм «зимней спячки», правда, атрофированный. Об этом говорит руководитель программ соматического лечения Американского Национального института психического здоровья, доктор Мэтт Рудорфер. «Именно поэтому вас клонит в сон, - говорит доктор, - так как организм настраивается сбережение сил. Он генетически помнит, как трудно было вашим предкам найти еду зимой и требует от вас меньше телодвижений». Ученый убежден, что между человеком и животными, любителями «зимней спячки», много общего. Кстати, тяга к еде, богатой углеводами, также основана на работе человеческой гибернации.
Впрочем, вопрос даже не в том, что мы схожи с животными, впадающими в спячку. Просто наш ритм не совпадает с солнечными часами. Такую версию выдвигают другие исследователи фактора «осени». Их точка зрения основана на том, что даже в эпоху Древнего Мира люди ориентировались на длину светового дня, не говоря о многомиллионной предыстории. Тем самым были заложены «внутренние часы» нашего организма.
Опыты показали, что цикл сна-бодрствования человека, лишенного солнечного ориентира, сдвигается с 24 часов до 36 часов, что и является физиологической нормой.
Происходит это так: при недостатке света супрахиазмальное ядро «отдает приказ» шишковидной железе, чтобы та синтезировала нейрогормон мелатонина, который, собственно, и клонит в сон.
«Рабочий график с девяти до пяти игнорирует факт, что мать-природа меняет свой график в течение года, - утверждает Мэтт Рудорфер. – Вставать, когда темно, не очень полезно для здоровья, поскольку мелатонин определяет также программу работы сердца, печени и почек, настраивая их на спокойную ритмику, характерную для сна».
Ученый из университета Алабамы Шиа Кент считает влияние нейрогормона мелатонина не таким уж критическим. Значительно важнее, что осенью человеческий организм начинает испытывать дефицит витамина D. Метаболизм витамина D невозможен без солнечного ультрафиолета. Именно под его воздействием в нашей коже растительный эргостерол и животный 7-дигидрохолестерол, получаемые с едой, превращаются в витамины D2 и D3, критически важные для человека.
Однако в осеннее межсезонье его не хватает. Хотя бы потому, что в эти месяцы, чаще других времен года, пасмурно. «Хроники, страдающие почечной и печеночной недостаточностью, а также люди, с аутоиммунными заболеваниями соединительной ткани и органов дыхания, находятся в зоне риска, - утверждает Шиа Кент. - Низкий уровень витамина D связан также с болезнью Альцгеймера и провоцирует инсульты».
Зимой и весной всё-таки солнечных деньков побольше. Например, в Москве по многолетним наблюдениям в ноябре насчитывается всего один солнечный день, а в январе – 7.
В последнее время медики заговорили о новой болезни, назвав её сезонным аффективным расстройством (САР). Выяснилось, что САР встречается гораздо чаще у женщин, чем у мужчин и зависит от географической широты. Например, в Сочи только 1,5% людей испытывают психологический дискомфорт, характерный для САР, а в Архангельске – уже 10%. Проявляется это, во-первых, в резком увеличении веса, в считанные дни человек набирает дополнительные 5%. Во-вторых, для этих людей характерно чувство вины перед всеми. В-третьих, теряется интерес к сексу и к работе, которые еще недавно вызывали только положительные чувства. Эффективно лечить САР можно лишь правильно подобранной светотерапией.
Миниатюра: Рене Магритт "Голконда"