На завершающем этапе Великой Отечественной войны вместе с Красной Армией сражались две армии Народного Войска Польского общей численностью 200 тысяч человек. Это было восемь процентов всех войск (2,5 млн.), участвовавших с советской стороны в Берлинской наступательной операции.
Войско Польское перед Берлинской операцией
После ухода из СССР на Ближний Восток в 1942 году польской армии генерала Андерса советское правительство решило создать собственную, подконтрольную только ему, польскую армию. Ей предстояло принять непосредственное участие в освобождении своей страны, окончательном разгроме Германии и стать опорой для социалистического переформатирования Польши.
Весной 1943 года была создана 1-я дивизия имени Тадеуша Костюшко Войска Польского. Затем она выросла до размеров корпуса и – позже – армии. В Войско Польское записывали не только бывших до 1939 года гражданами Польши (в том числе тех, кто, после присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии, стали гражданами СССР), но и советских граждан польского происхождения.
В августе 1944 года на очищенной от немцев территории Польши началась мобилизация. В дополнение к 1-й армии Войска Польского в сентябре того же года была создана 2-я армия. 1-я польская армия принимала участие в освобождении Белоруссии, в боях за Варшаву, брала города Восточной Померании. В апреле 1945 года 1-я польская армия в составе 1-го Белорусского фронта была размещена севернее Кюстринского плацдарма на реке Одер для участия в последнем наступлении на Берлин.
2-я армия Войска Польского прибыла на фронт как раз к началу Берлинской операции и вошла в состав 1-го Украинского фронта. Вместе с ней действовал 1-й польский танковый корпус.
На фланге берлинского направления
16 апреля 1945 года началась Берлинская операция. 1-я польская армия генерала Войска Польского Станислава Поплавского действовала на правом фланге 1-го Белорусского фронта. Здесь не проходило направление главного удара. Поляки вместе с 61-й армией прикрывали основные силы фронта с севера. Но им пришлось форсировать Одер.
Успеху способствовало то, что советские войска, наступавшие с Кюстринского плацдарма, потеснили немцев. Последние были вынуждены отходить, чтобы избежать окружения. Тем не менее, наступление развивалось довольно медленно. За четыре дня, к исходу 19 апреля, 1-я польская армия сумела продвинуться на левом берегу Одера вперёд лишь на восемь километров.
Дальнейшее продвижение также было связано с успехом советских войск на направлении главного удара. 19 апреля армии маршала Жукова преодолели Зееловские высоты. В последующие дни 1-я польская армия, продвигаясь уступом справа от стремительно наступавшей 2-й гвардейской танковой армии, взяла города Ораниенбург, Фербеллин и к 25 апреля выдвинулась на линию Рин-канала, обеспечивая внешнее кольцо окружения Берлина.
В оставшиеся до конца войны дни польские войска продвинулись несколько дальше на запад, ликвидируя остатки попадавшихся немецких войск, и 4 мая в районе городка Зандау на Эльбе установили связь с частями 9-й американской армии.
Потери 1-й армии Войска Польского в Берлинской операции оказались сравнительно невелики: 2 825 человек — убитыми и пропавшими без вести, 6 067 — ранеными. Это было связано с тем, что в полосе этой армии не велось ожесточённых сражений.
Неудача под Дрезденом
По-иному развивались события в полосе 2-й польской армии 1-го Украинского фронта маршала Конева. Здесь поляки не просто обеспечивали фланг наступления, но и должны были, совместно с 52-й советской армией, овладеть Дрезденом. Ситуация осложнялась тем, что под Дрезденом германское командование сосредоточило свои последние крупные резервы бронетанковых войск, так как ожидало здесь главного удара советских армий навстречу наступающим с запада американцам.
Наступление вначале развивалось весьма успешно. В первый же день, 16 апреля, советские и польские войска взломали немецкую оборону на глубину 10 километров. Уже 17 апреля немцы нанесли первый фланговый контрудар под Гёрлицем. На его отражение была брошена 52-я армия. 2-я польская армия продолжала наступление. Её командующий генерал Кароль Сверчевский очень желал войти в историю как первый польский полководец, взявший большой немецкий город. Поэтому он продолжал двигать свою армию вперёд даже тогда, как над её флангами нависла серьёзная угроза.
21 апреля большая часть сил 2-й польской армии вместе с 1-м польским танковым корпусом оказалась практически окружённой в районе Бауцена. Только 23 апреля маршал Конев приказал Сверчевскому остановить наступление на Дрезден и перегруппироваться для деблокады города, где вместе с поляками была окружена 254-я советская стрелковая дивизия. Сам Сверчевский не видел необходимости в прекращении наступления на Дрезден. Он считал, что общая стратегическая обстановка, при которой гитлеровскому рейху оставалось жить считанные дни, позволяет не обращать внимания на частные угрозы на отдельных флангах.
Тем не менее, подчиняясь приказу, Сверчевский прекратил наступление на Дрезден и развернул силы армии для отражения немецких атак. Советские и польские войска вырвались из Бауцена, понеся большие потери. 2-я польская армия была вынуждена отойти на север от города. 29 апреля немцы нанесли по ней последний сильный удар, заставив её в ряде мест в беспорядке отступить.
2-я польская армия и 1-й польский танковый корпус вышли из неудачного сражения за Дрезден и Бауцен изрядно потрёпанными. Было потеряно 7 700 человек, а ранеными – минимум 10,5 тысяч (вероятнее же, что много больше). Кроме того, они утратили больше 200 танков и самоходных артиллерийских установок.
Тем не менее считается, что 2-я польская армия в целом выполнила задачу по прикрытию левого фланга 1-го Украинского фронта в его наступлении на Берлин. Войско Польское оказало важное содействие Красной Армии во взятии столицы рейха.