Говоря «сибиряк» мы подразумеваем «закаленный характер» и «крепкое здоровье». Во многом это так. Но история, жизнь и мировосприятие сибиряков раскрывают нам куда более интересные подробности.
Этимология
Термин «Сибирь» гораздо более древний чем, к примеру, «Русь». Его корни восходят к V веку. На татарском это слово звучит как «сэбэр», что в переводе означает «метет пурга».
По версии исследователя З. Я. Бояршиновой термин «Сибирь» происходит от названия этнической группы «сипыр», хотя ее выводы многими оспариваются. Позднее это слово стало связываться с тюркоязычным народом, жившим на берегах Иртыша в районе современного Тобольска.
Интересно, что до XIII века слово «Сибирь» было в обиходе исключительно по отношению к народности и лишь позднее его стали употреблять к области проживания людей. «Сибирь» как название земель впервые упоминается у средневековых иранских хронистов, а в 1375 году в Каталонском атласе появляется область «Sebur».
Первопроходцы
В 1483 году в Западной Сибири впервые появляются русские: это была «судовая рать», посланная Иваном III чтобы подчинить вогульских князей. Но началом проникновения русских в Сибирь считается 1581 год – поход казаков и служилых людей под предводительством Ермака.
За полстолетия активного освоения сибирских просторов русские первопроходцы дошли до Охотского моря, а еще через столетие – до побережья Северного Ледовитого океана. Покорение новых земель сопровождалось активными контактами с коренными народами Сибири. Однако помимо диалога отношения с туземцами зачастую приводили к серьезной конфронтации.
С XVII столетия в Сибирь начинают активно ссылаться каторжане. В распоряжении Алексея Михайловича даются указания «устроять с женами и детьми на пашню, давая им ссуды и всякие угодья на пропитание». Но в Сибирь едут и по собственной воле представители самых разных специальностей – от плотников и золотоискателей до купцов и промышленников в надежде разбогатеть или найти лучшую жизнь.
Многие из первопроходцев нашли в сибирской земле свою новую Родину и больше не вернулись в европейскую Россию. Постепенно знакомясь с бытом коренных обитателей этих мест – хантов, манси, якутов, бурятов и вступая с ними в торгово-экономические и культурные отношения русские осваиваются в суровых природных условиях и закладывают фундамент выживаемости для последующих поколений колонистов: таким образом формируется русско-сибирский генофонд.
«Многонациональный котел»
Однако русские это только часть родословной сибирского народа. Историки и этнографы по отношению к населению Сибири часто употребляют такие характерные словосочетания как «многонациональный котел» или «зонтичная идентичность», подразумевая что Сибирь стала домом для сотен этносов и групп людей: сибиряками к примеру себя называют обрусевшие пленные немцы, тувинцы, якуты, татары, алтайцы и даже выходцы из бывших Союзных республик.
Вспомним, что появившееся на карте России Сибирское ханство это осколок некогда пестрой по этническому составу Золотой Орды. Однако и сегодня неоднородный сибирский этнос активно преобразуется. Социологи отмечают, что последнее время во многом из-за снизившегося уровня жизни усилился отток коренных сибиряков в центральную Россию и Европу. Взамен убывших города Сибири активно пополняются гастарбайтерами из Средней Азии и Китая.
Сибирский характер
В силу многонационального состава сибирского этноса у местных жителей с самого детства развиваются толерантность и стремление к многообразию. Огромную роль в формировании «сибирского характера» сыграл суровый климат этих мест, который привил жителям стойкость, выносливость, терпеливость и самостоятельность.
Однако социологи помимо положительных качеств сибиряков – благожелательности, прямодушия, искренности, толерантности находят и не очень привлекательные – хитрость, скупость, легкомыслие и даже лень.
Исходя из подобной диалектики исследователи делают следующие выводы: сибиряки охотно приходят друг другу на помощь, радушно принимают гостей, но проявляя при этом сдержанность и закрытость.
Подлинный дух
Новосибирский социолог Ольга Ечевская отмечает что «оторванность жизни сибиряков — важная часть их регионального самосознания». Историк Юрий Чернышов в своих выводах идет дальше. Он призывает исследователей обращать внимание не только на городские центры Сибири, но и на «глубинку».
«Нужно идти в народ, в деревни и сёла, потому что крупные города — это не показатель. Только глубоко укоренённая идентичность, прочные традиции и уклад расскажут о людях то, что сами они проговорить не в силах», – заключает исследователь. Но верно и другое: именно Природа, а не цивилизация является для сибиряка главным носителем и образчиком его подлинного духа.
Родился и вырос в Сибири. В моих жилах, как и у многих сибиряков, течет воистину кровяной коктейль. Бабушка по матери варшавянка, дед по матери родом из польской Лодзи, дед по отцу — выходец из Украины и лишь бабушка по отцу коренная кержачка. В нашем классе учились украинцы, татары, казах, немец, латышка, литовец, евреи и даже один на всю школу турок. 40 лет назад переехал работать на Северо-Запад России и сразу же обратил внимание на разницу характеров с сибиряками. При внешней доброжелательности зачастую европейцы готовы «подложить свинью» начальнику, тогда как в Сибири в большинстве случае тебе просто скажут, что ты дешевое повидло и дел с тобой иметь не желают. Объясняю это тем, что в европейской части России долгое время существовало крепостничество и крестьяне не могли иначе выразить свое недовольство барином, кроме как пустить ему «красного петуха» исподтишка. Сибирь же заселялась свободолюбивыми и свободными людьми, где в крестьянской общине все имели одинаковое право голоса и где было трудно выжить без поддержки людей.
Добавлю лишь, что по приезду на место работы в Псковской области обратил внимание на обилие чисто русских фамилий в ведомости на выплату зарплаты. Больше всего было Петровых, затем Васильевых и лишь потом Ивановых. Кроме того два Трофимовых, два Тимофеевых и т.д. Не помню ни единой украинской фамилии, а из всех «инородцев» был лишь один эстонец Лоо, к тому же не знающий эстонского языка. Для Сибири же подобный документ является атласом народов мира с самыми разнообразными фамилиями. На севере Омской области сибирские татары и далее ханты и манси, на юге казахи, в Любинском районе компактно проживали немцы и для них в 50-е годы на Омском радио велась часовая программа на немецком языке. Южнее Омска были целые районы, заселенные выходцами из Украины, о чем говорят их названия: Таврический, Одесский, Полтавский, Павлоградский. Ну и кроме того преимущественно в городах можно было видеть большие диапспоры поляков, литовцев, евреев, народов Кавказа. Так что действительно Сибирь — это «плавильный котел».