06/02/23
ФОТО: х/ф "Прорыв" 1986 г.

Как прокладка метро чуть не отправила Ленинград под землю

Пять новых станций метро к XXV съезду КПСС — такую непростую задачу в начале 1970-х поставила партия перед властями Ленинграда. Никто тогда даже не предполагал, с какими сложностями придется столкнуться метростроевцам. И к чему все это приведет.

Между «Лесной» и «Площадью Мужества»

Перед метростроевцами стояла задача соединить центр города с бурно растущими на Севере новыми микрорайонами. И все бы ничего — строители вполне укладывались в план, пока не дошли до сложного участка между будущими станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Здесь проходило бывшее русло притока Невы — около полукилометра в ширину насыщенного водой и способного разжижаться песка. Плывун можно было обойти, но приняли решение использовать технику заморозки грунта.

Борьба с плывуном

В болотистом Ленинграде этот способ показал себя хорошо. Землю по контуру будущей выработки пробуривали на всю глубину плывуна и накачивали хладагентом. Через полтора-два месяца образовывалась прочная ледяная стена, которая надежно удерживала грунт от оползания. Так поступили и в этот раз, сделав лишь небольшое отступление от классической технологии: тоннели расположили не рядом друг с другом, а один над другим. Так получалось быстрее и дешевле. Но, как показали дальнейшие события, отнюдь не лучше…

Авария на строительстве

В апреле 1974 года при пробном бурении из скважины хлынула вода. Пока метростроевцы решали, как поступить, лопнула одна из ледяных стен, и в тоннель начала поступать уже водно-песчаная смесь. Поток удалось остановить, преградив его бетонными пробками толщиной до трех метров. Решение было временным. Но, пока думали над способом устранением проблемы, нарисовалась новая — и куда большего масштаба.

Из-за вылившейся в тоннель водно-песчаной смеси под землей образовалась огромная полость, которая начала проваливаться. На поверхности возникла внушительная впадина размером 400х200 метров и до трех метров глубиной. Асфальт вздыбился вместе с трамвайными путями, накренились и потрескались некоторые здания в районе площади Мужества, началась паника среди населения.

Глубокая заморозка

Рассматривались варианты со строительством более или наоборот менее глубоких тоннелей взамен затопленных. Но это грозило слишком большими вложениями и трудозатратами. Поэтому решено было использовать уже готовую выработку, заморозив ее жидким азотом. На это ушел годовой объем выпускавшегося во всем СССР газа — более 8 000 тонн. Дополнительно тоннели загерметизировали трехслойной опалубкой из чугуна и бетона.

Тогда объект удалось сдать к сроку. Но 20 лет спустя авария все же произошла — тоннели стали разгерметизироваться, обрушиваться и проседать. Летом 1995 года перегон «Лесная» — «Площадь Мужества» был закрыт на долгие девять лет, которые понадобились на строительство нового — обходного — тоннеля…