Безошибочно определять, врёт человек или же говорит правду, люди хотели с древности. На протяжении многих лет лжецов выводили на чистую воду с помощью пыток, потом появился полиграф. Но перечисленные методы невозможно применять таким образом, чтобы сам подозреваемый оставался не в курсе проверки. По этой причине сотрудники спецслужб потратили много сил и времени на разработку тайных способов распознавания лжи.
В первую очередь рекомендуется обращать пристальное внимание на то, как отвечают на поставленные вопросы подозреваемые в совершении того или иного преступлении. Опытным путём было доказано, что уличить человека во лжи помогут правильно сформулированные вопросы. При этом важные вопросы нужно задавать вперемешку с общими, нейтральными.
.
Чаще всего лица, которые действительно обманывают, на конкретные вопросы отвечают уклончиво, стараются говорить много и совсем не по делу, то и дело вставляя в свою пламенную речь пословицы и поговорки, фразеологизмы и прочие присказки.
Ещё один способ, к которому прибегают лжецы, не желающие быть раскрытыми, — перевод разговора на другую, менее опасную для них, тему.
Ложь, как правило, всегда сопровождается чувством страха разоблачения. Поэтому у тех, кто нечист на руку, учащается дыхание, пульс, повышается потоотделение. Собственно, на таких «выдающих факторах» и основывается работа детектора лжи. Понятно, что для определения многих из таких проявлений, никакого прибора не нужно. Неожиданно вспотевшего человека, который начинает нести всякую чушь, выявить нетрудно.
.
Филипп Хьюстон, Майкл Флойд, Сьюзан Карнисеро и Дон Теннант в своей книге «Я знаю, когда ты лжешь! Методы ЦРУ для выявления лжи» описали ещё один нетривиальный вариант определения вруна. Перед подозреваемым следует поставить такой вопрос: «Какого наказания, по вашему мнению, заслуживает человек, совершивший преступление, в котором вас подозревают?».
По статистике, человек, не причастный к злодеянию, начинает требовать самого сурового наказания. Тот, кто действительно совершил правонарушение, напротив, выберет максимально гуманную кару. Объясняется это срабатыванием инстинкта самосохранения. Самый искусный лжец прекрасно понимает — доказать его виновность в принципе возможно, а поэтому на подсознательном уровне готовит пути отступления.