Иллюзия причинности — это когнитивная ошибка, при которой люди неверно связывают одно событие с другим, находя взаимосвязь там, где ее на самом деле нет. Так, например, естественное выздоровление принимается за результат молитв, выполнения каких-либо ритуалов и приема псевдолекарств. Все это принято считать признаком отсутствия критического мышления. Недавние исследования испанских ученых раскрыли причины и способы преодоления этой проблемы.
Экспериментальное доказательство
В рамках своего исследования ученые провели серию онлайн-экспериментов, цель которых заключалась в том, чтобы выяснить, можно ли помочь людям избежать иллюзии причинности. Участникам предлагалось представить себя врачами, которые должны были решать, давать ли препарат пациентам или нет. Важно отметить, что препарат не оказывал никакого реального влияния на выздоровление — шансы были одинаковыми вне зависимости от того, получал ли пациент лечение или нет. Тем не менее, многие участники считали препарат эффективным, что подтверждало наличие у них иллюзии причинности.
В первых двух экспериментах половина участников получала финансовое вознаграждение за свои решения. Однако, как показали результаты, усиление мотивации не помогло устранить иллюзию причинности. Участники по-прежнему делали неверные выводы, связывая препарат с выздоровлением.
В третьем эксперименте исследователи решили изменить подход и предоставили участникам инструкции, в которых подчеркивалось, что люди часто ошибаются в своих предположениях о причинно-следственных связях. Участникам было предложено обращать внимание на случаи, когда вмешательство отсутствует. Этот метод оказался более эффективным: он значительно снизил склонность к ложным выводам, хотя полностью устранить искажение не удалось.
Значение просвещения
Выводы исследования подчеркивают важность научного просвещения как средства борьбы с когнитивными искажениями. Участники, которые получили информацию о природе иллюзии причинности, стали более критично относиться к своим суждениям и выводам. Это открытие имеет широкие последствия не только для медицины, но и для образования, бизнеса, политики и иных сфер.
При этом научное просвещение может принимать различные формы. Это может быть как простая рекомендация, так и более глубокие образовательные программы, направленные на развитие критического мышления.