В феврале 2018 года исполнилось 11 лет с того момента, как Владимир Путин на Конференции по безопасности произнёс свою знаменитую Мюнхенскую речь. Тогда – в 2007-м – заявления российского лидера западным политикам показались угрозой или как минимум предостережением. В России же они были восприняты как программа дальнейших действий во внешней политике. Какие выводы были сделаны сторонами и как оценивается выступление президента РФ сегодня?
Тезисы
Мюнхенская конференция по безопасности – один из важнейших неформальных форумов мира. Политические лидеры встречаются на этой площадке, чтобы обсудить актуальные политические проблемы, восстановить баланс в международных отношениях. «Мюнхен» иногда сравнивают с Международным экономическим форумом в Давосе, где собираются все сильные миры сего.
На архивных кадрах с конференции 2007 года видно, как президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш-младший, улыбаясь, приветствуют друг друга, как шутят между собой и другие лидеры. Впрочем, после речи российского президента улыбка сошла с лиц западных политиков.
Главный тезис его выступления - «для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна». Путин публично поставил под сомнение господство Соединённых Штатов, заявив, что у Вашингтона нет необходимого потенциала, чтобы навязывать миру своё мнение.
Путин напомнил присутствующим и о том, что единственным легальным механизмом принятия решения об использовании военной силы может быть только устав ООН. Большая часть речи также была посвящёна проблемам расширения НАТО на Восток и несоблюдения Договора об обычных вооружённых силах в Европе. Наконец, подверглась критике и экономическая политика Запада в отношении стран «третьего мира», где борьба с бедностью, по словам российского лидера, используется для получения выгоды.
Контекст
Говорить о Мюнхенской речи Владимира Путина и анализировать её, естественно, нельзя без учёта контекста. В 2000 году новоизбранный российский президент, как отмечают все без исключения эксперты, симпатизировал Западу и надеялся на улучшение отношений с ним. Но к 2007 году всё изменилось. Стало очевидно, что США – одержавшая победу в холодной войне держава – позволяет себе непорядочно много, пренебрегая при этом мнением и интересами других стран. Так, Америка по уши увязла в войнах в Афганистане и Ираке. В ближневосточной республике, к слову, операция была начата без санкции Совета Безопасности ООН и имела катастрофичные последствия, о чём Москва не упускает возможность напомнить Вашингтону и сейчас. Не остыли к тому моменту и воронки от снарядов в Белграде.
В условиях, когда США, не желавшие подкреплять дружелюбные слова делами, становились для России занозой и напрямую угрожали её безопасности, активно расширяя Североатлантический альянс, Кремлю не оставалось ничего иного, как напрямую и во всеуслышание высказать своё мнение и предостеречь другие государства от бездумного подчинения воли гегемона. «Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня», - подчеркнул в Мюнхенской речи президент.
Последствия
Во многом слова Путина, сказанные в 2007 году, в 2018-м кажутся пророческими. Время подтвердило жизнеспособность идеи о конце однополярного мира, несмотря ни на какие усилия американских властей подчеркнуть свою «исключительность». Экономические центры, как и предрекал президент России, конвертировали свою мощь в политическое влияние. Так, с Китаем, который сегодня играет весомую роль в решении мировых проблем, вынуждены считаться даже США.
«Сегодня мы видим возрождение треугольника «Россия — Китай — США» — это три высших центра силы, - отметил в комментарии RT политолог Евгений Минченко. - Можно говорить, что сегодня однополярный мир демонтируется, причём в том числе внутри США, где идею о глобальной ответственности США сейчас переосмысливает [президент Дональд] Трамп».
Впрочем, далеко не все американские лидеры оказались сознательными. Так, предшественник Трампа – Барак Обама – не прислушался к Путину, по-прежнему придерживаясь курса на применение силы и вмешательство в суверенные дела других стран. В результате НАТО продолжило расширяться, на что Россия была вынуждена ответить укреплением своих рубежей. «Достижения» же США в Ираке, Ливии, Украине и Сирии в настоящее время приходится расхлебывать другим странам. Что, впрочем, лишь подтверждает тезис о многополярности.
Вместе с тем действия американцев привели к тому, что сбылось и другое пророчество президента России. 11 лет назад Путин обратил общее внимание на то, что терроризм приобретает глобальный характер, вследствие чего он призывал задуматься об обновлении «архитектуры безопасности». Сказано это было уже после того, как была создана одна из главных на сегодняшний день террористических группировок «Исламское государство»*, но задолго до того, как ИГ захватила территорию площадью свыше 100 тысяч квадратных километров. Тогда предупреждение Путина было практически проигнорировано, и это имело катастрофические последствия: тысячи жертв, нескончаемый миграционный поток и фактическое исчезновение целых государств. Только после того, как ситуация резко ухудшилась, проблема была осознана мировым сообществом. И нынче уже нет ни одного лидера, который бы не считался с необходимостью бороться с терроризмом.
Однако все это – последствия недальновидной политики, о которой говорил Путин, а не непосредственный результат самого выступления. Мюнхенская же речь, если смотреть в целом, кардинально изменила лишь одну вещь – отношение к России. «Мюнхенскую речь Путина можно рассматривать в качестве пророческой. Он указал на слабые места западной политической системы и системы западных ценностей. Тогда это вызвало раздражение, сейчас вызывает уважение», - подытожил в комментарии RT генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Независимая позиция России не понравилась многим на Западе. «Своей единственной речью он сделал больше для объединения США и Европы, чем мы сами смогли бы сделать за десятилетие», - отметил, в частности, американский сенатор Линдси Грэм**, откровенно намекая на необходимость скоординированного ответа «российской угрозе». «Мы должны поблагодарить президента Путина, который ясно и убедительно доказал, почему НАТО должно расширяться», - констатировал, в свою очередь, глава МИД Чехии Карел Шварценберг.
В результате западные СМИ занялись нагнетанием антироссийских настроений, персона Путина стала демонизироваться. Спустя более чем 10 лет эта русофобская кампания приобрела невиданные масштабы, её кульминацией стали санкции и бездоказательные обвинения Москвы чуть ли не во всех грехах. И совсем неслучайно, что нынешние отношения России и Запада политики часто называют новой холодной войной. Но именно с Мюнхена началось преображение России, превращение ее из региональной державы в одного из лидеров мировой политики.
* запрещённая организация в РФ
** признан экстремистом и террористом в РФ