21/12/24

Как русская Калифорния стала американской

В середине XIX века у Российской империи были все шансы на то, чтобы прочно обосноваться в Калифорнии. Власти понимали, что холодная Аляска в полной мере не может обеспечить потребности русских колонистов, а поэтому требовалось освоить более «приветливые» американские земли. Так наши соотечественники оказались в Калифорнии.

Земля любви, земля надежды

В начале XIX века Калифорния принадлежала Испании. Установить дипломатические отношения было поручено Николаю Резанова, который ранее «завалил» аналогичную миссию в Японии. Требовалось срочно реабилитироваться в царских глазах, что было непросто – испанцы, выступая союзником наполеоновской Франции, не желали идти на контакты с представителями Российской империи.
Но Резанов всё-таки сумел расположить к себе испанские власти. Конечно, не обошлось без личного обаяния переговорщика. На приёме у коменданта крепости Сан-Франциско Хосе Аргуэльо он познакомился с его 15-летней дочерью Консепсьон (Кончитой). Вскоре между 42-летним командором и юной красавицей начались отношения, которые закончились свадьбой.
Брак положительно сказался на деловых отношениях, но продлился недолго. Резанов отправился в Петербург, до которого так и не добрался. По пути он заболел и умер, а Кончита с головой ушла в религию.

Город-сказка, город-мечта

Дело, начатое Резановым, было продолжено. В 1812 году в 80 километрах к северу от Сан-Франциско было заложено первое русское поселение. Формально, оно разместилось на испанских землях, но распоряжались ими индейцы. Русские не только смогли выкупить территорию за одежду и орудия труда, но и стали привлекать аборигенов к хозяйственным работам в колонии. Всего за несколько месяцев появились крепость и деревня – Форт-Росс.
Поселение процветало. Колонисты высадили виноградники и фруктовые сады, развили скотоводство, построили ветряные мельницы. Дела шли настолько успешно, что глава канцелярии Российско-американской компании Кондратий Рылеев в 1825 году задумался о строительстве новых русских крепостей в Калифорнии. Но Александр I идею не поддержал. Правда, владения русских переселенцев всё равно продолжали расширяться, в итоге дойдя до границ современной Мексики. Плодородной земли ведь много не бывает!
В середине 30-х годов Аляску начал снабжать форт Ванкувер. Форт-Росс оказался не нужен российским властям, что привело к его продаже в 1841 году гражданину Мексики швейцарского происхождения Джону Саттеру за 42 857 рублей. Последние русские колонисты покинули поселение в 1849 году.