Как заметил в своей книге «Юрий Гагарин», Николай Надеждин, в советские годы первого космонавта чаще всего идеализировали. Однако смелости Юрию Гагарину и в самом деле было не занимать. Причем это утверждение касается не только легендарного полета. Еще в детстве Гагарин не побоялся отомстить немцу за истязания, которым подвергся его младший брат.
Черт в доме Гагариных
Юрий Алексеевич Гагарин был уроженцем деревни Клушино (ныне Смоленская область). В 1941 году, когда Юрий только начал обучение в первом классе, грянула Великая Отечественная война, и вскоре родную деревню будущего космонавта заняли немцы. Про школу Юрию пришлось на время забыть. Как написал позже отец Гагарина, Алексей Иванович, слова которого приведены в книге Адольфа Дихтяря «Прежде чем прозвучало «поехали!»», немцы заняли их дом, поэтому членам семьи пришлось ютиться в вырытой в их собственном дворе землянке.
По воспоминаниям Анны Тимофеевны, матери Юрия Гагарина, в доме проживал немец по имени Альберт. Если верить Егору Яковлеву и Дмитрию Пучкову, авторам книги «Война на уничтожение. Что готовил Третий рейх для России», местные жители за жестокость прозвали Альберта Чертом. Так, однажды Черт ради забавы повесил на дереве младшего сына Гагариных Бориса. Брата спас Юрий, который вовремя сообщил о случившемся близким. Борис остался жив. В тот момент, когда он пришел в себя, Анна Тимофеевна заметила, как Юра сжал кулаки.
Месть Альберту и остальным
Тогда, как писала сама Анна Гагарина в своих мемуарах «Слово о сыне», она принялась уговаривать Юрия не совершать опрометчивых поступков. Она даже думала, что убедила сына, но мальчик уже все решил. Спустя несколько дней Анна Тимофеевна увидела, как Альберт, занимавшийся починкой своего мотоцикла, выгреб из выхлопной трубы гору мусора. Женщина поняла, что это дело рук ее сына. Понял это и фашист. Он подошел к Гагариной и, коверкая слова, велел ей следить за тем, чтобы «щенок не попадался ему на глаза». После этого Анна Тимофеевна на некоторое время определила Юрия к соседям для того, чтобы немец остыл.
Однако Юрий Гагарин, впрочем, как и другие деревенские мальчишки, продолжал вести «тихую» войну с оккупантами. Как утверждает Антон Первушин, автор книги «Юрий Гагарин: один полет и вся жизнь», со ссылкой на самого космонавта, Гагарин разбрасывал по дорогам гвозди и осколки стекол, прокалывал колеса немецких автомобилей и мотоциклов. Как справедливо заметил Первушин, это все, что мог сделать будущий космонавт в таком возрасте. Впрочем, поводов для подобных действий у Гагарина было предостаточно.
Детство в оккупации
Кроме истории с Борисом и того факта, что гитлеровцы выгнали Гагариных из собственного дома, Юрий был возмущен избиением, которому подвергся его отец. До войны Алексей Иванович некоторое время трудился на мельнице, поэтому именно туда его и определили на работу немецкие захватчики. Как-то раз Гагарин-старший отказался смолоть муку одной женщине, которая влезла без очереди. Оказалось, что ее прислал фашистский комендант. Сохранившаяся запись в «Акте учета злодеяний немецко-фашистских захватчиков» тому подтверждение. Она гласит: «Гагарин Алексей Иванович получил 10 ударов за то, что отказался одной гражданке смолоть рожь вне очереди».
Если верить Вячеславу Климентову, автору книги «Гагарин. Удивительная история первого полета», над Алексеем Гагариным издевались прямо на глазах у сына. Помнил космонавт и тот момент, когда из деревни в Германию угоняли его брата и сестру. Юрий Гагарин рассказывал, как матери бежали вслед за машинами, а немцы били женщин прикладами. Несмотря на то, что впоследствии Юрий Алексеевич старался как можно реже вспоминать свое военное детство, именно благодаря этому, по мнению Антона Первушина, Гагарин и стал настоящим патриотом своей родины.