Михаил Маклярский до сих пор считается одной из самых занимательных фигур отечественного кинематографа. Мало того, что перу Маклярского принадлежат сценарии многих приключенческих фильмов, в том числе и «Подвиг разведчика», в свое время он и сам являлся сотрудником спецслужб. Под его руководством ансамбль артистов-диверсантов планировал устранение высшего немецкого командования.
Биография как роман
По мотивам биографии Михаила Борисовича Маклярского впору было бы написать роман. Он родился в 1909 году в Одессе. Отец будущего разведчика владел собственной портняжной мастерской. Самому же Михаилу (которого, кстати, на самом деле звали Исидором) довелось поработать и переплетчиком, и электриком, и курьером. Впрочем, подробностями жизненный путь Маклярского до сих пор не изобилует. Однако достоверно известно, что в органах госбезопасности Михаил Борисович начал служить в 1927 году. По крайней мере, именно такие данные приводит в своей книге «Один день без Сталина» Леонид Млечин.
Карьера Маклярского, равно, как и жизнь, могла оборваться в 1937 году. В мае этого года он был арестован по указанию наркома внутренних дел Николая Ежова. Михаила Борисовича, тогда руководителя одного из отделов Дмитлага, обвинили в участии в «террористической организации на канале Москва-Волга». Однако Маклярскому удалось избежать незавидной участи большинства жертв репрессий: он оказался на свободе спустя всего 3 месяца в связи с отсутствием доказательств. В 1938 году Маклярский вернулся в НКВД. Некоторое время он не занимал в этой структуре определенной должности, но постепенно Маклярскому удалось завоевать былое доверие.
Жонглирование гранатами
Во многом это случилось благодаря таланту Михаила Маклярского. Не зря Анатолий Терещенко, автор книги «Как Смерш спас Москву», называет Маклярского «мозговым центром оперативных групп». Действительно, Михаил Борисович, как пишет в своей книге «Москва предвоенная», Валерий Бурт, являлся одним из руководителей разведывательной и диверсионной деятельности НКВД за рубежом. Во время Великой Отечественной войны он служил в 4-м диверсионно-разведывательном управлении НКВД под началом знаменитого Павла Судоплатова.
Именно Маклярскому поручено было руководить агентурной сетью в Москве в том случае, если бы столица оказалась занята неприятелем. Если верить Владимиру Воронову, автору издания «Рассекречено. Правда об острых эпизодах советской эпохи», Михаил Маклярский придумал операцию, которая должна была состояться в московском цирке. Воронов со ссылкой на мемуары Судоплатова пишет о том, что Маклярский готовил группу артистов, в которую входила женщина-жонглер. Во время выступления она могла бы забросать гранатами, замаскированными под поленья, высшее немецкое командование во главе с Гитлером, находившееся в зале.
Исчезновение и возвращение имени
Судя по всему, фантазии Михаилу Маклярскому действительно было не занимать. Недаром после того, как в 1947 году он был уволен из органов по болезни, он переквалифицировался в драматурги. Именно его перу принадлежали сценарии таких известных кинофильмов как «Подвиг разведчика», «Секретная миссия», «Инспектор уголовного розыска» и многих других. За первые две картины Михаил Борисович удостоился Сталинских премий. Несмотря на вполне заслуженное признание, в начале 1950-х годов фамилия Маклярского исчезла из титров упомянутых художественных лент.
Дело в том, что, как утверждают составители издания «Сталинские премии», в 1951 году Михаила Маклярского арестовали во второй раз. Тогда его обвинили в так называемом «сионистском заговоре МГБ». Маклярский находился в заключении в течение двух последующих лет. Он вышел на свободу только в 1953 году по амнистии. Спустя несколько месяцев драматурга реабилитировали, и его имя снова появилось на экранах. Михаил Борисович продолжил свою кинематографическую деятельность: в общей сложности он стал автором сценариев 14 фильмов. Премьера последней картины Маклярского, детектива «Расследование», состоялась в 1980 году. Разведчик скончался за 2 года до этого события в возрасте 68 лет от инфаркта.