18/11/17

Как советский истребитель пролетел без пилота половину Европы

История холодной войны знает множество провокаций авиации стран Запада против СССР. Чего стоит одна посадка Матиаса Руста на Красной площади. При этом нередко можно услышать, что если бы наш самолет попробовал несанкционированно вторгнуться в небо Европы ему бы несдобровать. Тем не менее, когда советский истребитель да еще без пилота на борту долетел до Бельгии, страны НАТО сделали вид, будто ничего не произошло.

Как напугать Европу

Эта удивительная история произошла 4 июля 1989 года. Одинокий бельгийский фермер, впоследствии, долго благодарил бога за то, что ранним утром ему захотелось подышать свежим воздухом. Как только он вышел из своего дома, как в следующее мгновение на его коттедж с жутким ревом упал советский истребитель МиГ-23М. Откуда он взялся в небе Бельгии, было совершенно не ясно. Самое удивительное состояло в том, что как установила прибывшая на место катастрофы полиция, пилота в самолете не было. Получалось, что истребитель самостоятельно преодолел более 1000 километров, либо им управлял призрак. Причем чтобы попасть на границу Бельгии с Францией, самолету необходимо было пересечь несколько стран НАТО защищенных системой ПВО. Но, истребитель никто не сбил. Европейцев охватил шок при одной мысли о том, что он мог нести ядерное, химическое или бактериологическое оружие. Когда в ходе расследования были выяснены нюансы инцидента, оказалось, что военное командование европейских стран, территорию которых пересек истребитель, попросту струсило, при виде советского самолета.

Вынужденная самоволка

Следствие подтвердило – пилот у истребителя был. Правда, он покинул воздушное судно, катапультировавшись в районе польского города Колобжег на берегу Балтийского моря. Управлял истребителем пилот 1-го класса полковник Николай Скуридин. Во время планового полета опытный летчик неожиданно услышал в левом воздухозаборнике самолета громкий хлопок. В следующее мгновение истребитель потерял тягу и, планируя, начал терять высоту. Когда Николай Скурдин доложил на Землю о внештатной ситуации, ему предложили немедленно катапультироваться. Полковник направил самолет в сторону моря и катапультировался. Предполагалось, что истребитель упадет в воду, не доставив никому хлопот. Чтобы удостовериться, что МиГ, действительно, упал в воды Балтийского моря, к месту инцидента было направлено несколько поисковых самолетов. Истребителя они не обнаружили, логично предположив, что он затонул. Тем более, были свидетели, которые видели, как у МиГа исчезло пламя форсажа, а из двигателя повалил дым. Исполняющий обязанности командующего авиацией Северной группы войск генерал-майор авиации В. Огнев как было положено по уставу, доложил о случившемся командованию ВВС, сообщив, что неисправный самолет упал в море.

Прогулка за кордон

На самом деле, ситуация развивалась несколько иначе. Оставшись без пилота, МиГ, еще какое-то время падал, но затем «прочихался». Его полет выровнялся, и истребитель на автопилоте продолжил свое путешествие в сторону Европы. Пока он пересекал через территорию стран Варшавского договора, самолет в автоматическом режиме откликался на позывной свой-чужой. Дальше на его пути лежали страны НАТО: ФРГ, Нидерланды и Бельгия. Самолет тут же засекли. Да и как могло быть иначе, когда в разгар «Холодной войны» на высоте 12000 метров со скоростью 740 км/ч движется военный самолет вероятного противника. На перехват советского МиГа поднялись два F-16 с базы Сустерберг из 32-ой тактической истребительной эскадрильи ВВС США. Когда американские самолеты поравнялись с советским истребителем, американцы впали в ступор. Советский самолет летел без пилота, его кабина была абсолютно пуста. Предположив, что это испытания, либо боевой вылет нового секретного самолета СССР, американцы, перетрухнув, решили его не трогать и вернулись на базу. Свой поступок они объясни тем, что истребитель мог нести оружие массового поражения, и сбивать его было опасно. Таким образом, советский истребитель без проблем пересек три страны НАТО и упал на границе Бельгии с Францией, когда у него кончилось топливо. Едва западные эксперты установили происхождение самолета, правительству СССР со стороны Нидерландов и Бельгии были направлены ноты протеста. Советский Союз признал свою вину и выплатил Бельгии 685 000 долларов компенсации. При этом власти Бельгии разрешили советским военным забрать останки разбившегося истребителя. В ходе расследования технические специалисты установили, что было самопроизвольное отключение форсажа двигателя. Позднее маршал авиации Шапошников отметил, что это на его памяти это единственный подобный в истории боевой авиации случай. Тем не менее, он, как нельзя лучше охарактеризовал качество и надежность советских истребителей МиГ-23М.