Поражение Японии для руководства и военного командования США было более важной целью, чем поражение Германии. Третий рейх не угрожал владениям и флоту США, а Япония доставала авиацией Гавайские острова, высадила десанты на Алеутских островах. США старались привлечь к достижению своих целей всех своих союзников, даже в ущерб обороне последних.
Одной из важных задач для США стало вовлечение СССР в войну с Японией, с которой у Советского Союза действовал пакт о нейтралитете. Воевать с Японией для СССР в это время значило ослабить свои усилия, направленные на отражение германской агрессии.
Дипломатический нажим
Налёт японской авиации на Перл-Харбор почти совпал по времени со сменой посла СССР в Вашингтоне. 8 декабря 1941 года новый советский посол Максим Литвинов (бывший в 1930-1939 гг. наркомом иностранных дел СССР) вручил президенту США Франклину Рузвельту верительные грамоты. В состоявшейся беседе Рузвельт поинтересовался, не ожидает ли Москва, в изменившейся обстановке, объявления войны Японии Советскому Союзу.
Спустя несколько дней Рузвельт ещё несколько раз затрагивал эту тему, пытаясь подтолкнуть СССР к определённым шагам в поддержку США. Так, он предложил Советскому Союзу не заявлять публично о продолжении соблюдения пакта о нейтралитете с Японией. Рузвельт ссылался на то, что Германия, в знак союзных отношений с Японией, также объявила войну США. Следовательно, якобы, союзникам по антигитлеровской коалиции негоже поступать друг по отношению к другу менее обязательно, чем их враги. Литвинов, имевший чёткие инструкции Молотова отклонять такие требования американской стороны, отказался.
Правда, совсем вскоре, 20 декабря 1941 года, во время визита в СССР министра иностранных дел Великобритании, Энтони Идена, Сталин сообщил, что в будущем, после ликвидации угрозы со стороны Германии, Советский Союз окажет помощь своим союзникам на Дальнем Востоке. Решение о сроках и характере этой помощи Москва оставляла за собой.
Требования баз на советской территории
18 января 1942 года посол США в СССР Тарстон посетил в Куйбышеве (где тогда находилось в эвакуации правительство СССР и дипломатический корпус) заместителя наркома иностранных дел СССР Соломона Лозовского. Он поднял вопрос о предоставлении военно-воздушным силам США баз на территории советского Дальнего Востока – на Камчатке и в Приморье. На следующий день о содержании этой беседы объявило американское радио.
СССР был поставлен перед свершившимся фактом. Советский посол в Токио Константин Сметанин был вызван в МИД Японии для объяснений. Тому не оставалось ничего делать, кроме как заявить, что ему ничего не известно о предоставлении советской территории для американских баз. Советский Союз действительно не собирался в тот момент нарушать подобным образом договор о нейтралитете.
В ходе знаменитого «рейда Дулиттла» — налета американских бомбардировщиков на территорию Японии 18 апреля 1942 года, экипаж одного из самолётов совершил вынужденную посадку в Приморском крае. Экипаж самолёта был интернирован (в 1943 году ему устроили «побег»), но факт такой посадки вызвал у японской стороны новые протесты и обвинения в нарушении нейтралитета.
Япония не удовлетворилась ответом СССР про «задержание» самолёта и экипажа. Посол Японии в Москве, Сато, заявил, что советская сторона может говорить о «задержании» какого угодно числа американских самолётов, что на деле может означать их размещение на базах в СССР. Советско-японские отношения в тот момент накалились до предела. Япония находилась на пике своих успехов в Тихом океане. Весьма возможно, что если бы в одном из ближайших сражений (в Коралловом море или у острова Мидуэй) японский флот одержал бы победу над американским, то дальнейшим шагом Японии стало бы объявление войны СССР.
В мае 1942 года японские десанты захватили несколько из Алеутских островов. Президент США Рузвельт использовал это для очередного нажима на СССР в вопросе предоставления военных баз. 1 июня он написал личное послание Сталину, в котором указывал на явную готовность Японии напасть на СССР. США, по словам Рузвельта, были готовы оказать СССР помощь в отражении японской агрессии при условии своевременного размещения американских ВВС и ВМС на советской территории. Снова Сталину пришлось, не отвергая прямо предложение о помощи, лавировать в вопросе предоставления баз.
Сталин не хотел ввязываться в войну с Японией, не покончив с Германией. В той ситуации победа над Японией с участием американских войск на советском Дальнем Востоке не смогла бы дать СССР тех преимуществ, на которые Сталин рассчитывал (и которые в итоге получил в 1945 году). Самое же главное, что Владивосток был основным портом, через который совершались поставки из США в СССР по ленд-лизу (47% всех таких поставок в 1941-1945 гг.). Война с Японией означала их резкое сокращение, а значит – серьёзное ослабление советских вооружённых сил.
Потопления советских судов американскими субмаринами
Американские грузы по Ленд-лизу шли во Владивосток мимо Курильских островов, принадлежавших Японии. Во избежание враждебных действий со стороны Японии, они доставлялись на судах под советским флагом, но почти все эти суда были предоставлены на время войны американской стороной.
Хотя в официальных документах после войны утверждалось, что Япония незаконно потопила в общей сложности 18 советских судов, последующие разыскания историков не нашли подтверждения этой цифре. Дипломат Кирилл Черевко и офицер ГРУ Алексей Кириченко в книге «Советско-японская война: рассекреченные архивы» на основании тщательного изучения документов пришли к выводу, что за время войны подводные лодки в Тихом океане потопили 6 судов, шедших под советским флагом. Причём это были всегда американские подводные лодки. «За всю войну на Тихом океане командование подводных лодок японского флота... не потопило ни одного советского судна».
Каждый из этих случаев потопления документирован, известны конкретные американские субмарины, совершившие эти действия, и их капитаны. Первый инцидент произошёл 17 февраля 1943 года к югу от Японии. Американская подводная лодка «Софиш» под командованием лейтенант-коммандера Сэндса двумя торпедами потопила грузовые пароходы «Кола» и «Ильмень». Последний – 13 июня 1945 года, у берегов Сахалина, когда субмарина «Спейдфиш» коммандера Гермерсхаузена пустила на дно грузовой пароход «Трансбалт».
Вряд ли в 1943—1945 гг. США стремились сознательно спровоцировать СССР этими действиями на войну с Японией – острая необходимость в этом для США миновала. Скорее всего, как пишет историк флота Константин Стрельбицкий, «американские подводники действовали на Тихом океане под девизом “Топи их всех!”, не заботясь ни о судах своих союзников, ни о спасении их команд».