В конце октября 1929 года рухнули биржевые индексы и финансовая система потянула за собой всю экономику США. Инвесторы в рекордные сроки потеряли свыше $40 млрд, лопнули около 5 тысяч банков, а уровень безработицы взлетел до 25%. Этот период в американской истории получил название «Великая депрессия». Последствия для экономики оказались удручающими, но всё могло быть ещё хуже, если бы на помощь не пришёл Советский Союз.
На грани
За период с 1929 по 1933 годы в США промышленное производство сократилось более чем вдвое. Фермеры потеряли половину доходов, а из 5 млн ипотечных кредитов в городах 844 тысячи были просрочены. Без работы остались миллионы человек. Они колесили по стране в надежде найти хоть какой-то заработок, но с этим было туго. Так же как и с едой.
Президент Герберт Гувер не знал, что делать, а его оппонент на президентских выборах Франклин Делано Рузвельт предложил новаторскую систему мер, которая получила название «Новый курс». Подразумевала она государственное вмешательство в создание рабочих мест и стимуляцию экономической активности при серьёзном госконтроле.
Данную программу приняли вскоре после победы на выборах Рузвельта, за что новоиспечённого национального лидера стали считать социалистом. Как же! Глава Белого дома ввёл плановые основы и сделал ставку на госрегулировании, продемонстрировав недоверие к законам рыночной экономики. Но некоторые из новшеств, предложенные Рузвельтом во время «Великой депрессии», действуют и сегодня. Например, Федеральная корпорация по страхованию вкладов, Комиссия по ценным бумагам и биржам.
Недовольство рядовых граждан вызвала вынужденная мера – конфискация золота. До 1 мая 1933 года американцы должны были сдать драгметалл государству, получив по $20,66 за тройскую унцию бумажными деньгами. Конечно, нашлись те, кто требование проигнорировал. Таких ожидал внушительный штраф в размере $10 тысяч или даже тюремный срок – до 10 лет.
Кроме того, всю промышленность разделили на 17 групп, а их восстановлением занималась специально созданная Национальная администрация восстановления промышленности. Безработные же стали получать деньги за общественные работы.
Советский Союз спешит на помощь
В этот непростой момент американские капиталисты обратили внимание на СССР, в котором начиналась индустриализация. Первому в мире социалистическому государству нужны были материалы, технологии, опытные инженеры и рабочие. Так началось взаимовыгодное сотрудничество.
Арманд Хаммер сделал миллиарды на советских контрактах, а Генри Форд дал импульс для развития отечественного автомобилестроения. Десятки тысяч же американских инженеров и рабочих нашли на советской земле работу (их выезд был санкционирован американским правительством). А ещё СССР размещал заказы на предприятиях США и Канады. В начале 30-х годов до 70% производства этих стран было загружено советскими заказами.
Такая помощь косвенно могла сказаться на том, что Вашингтон в 1933 году всё-таки признал СССР. После этого «спасительное сотрудничество» стало легитимным и продолжило набирать обороты с новой силой.