02/12/25

Как сын Мао Цзэдуна воевал за СССР в Великую Отечественную

Мао Аньин был старшим сыном китайского лидера Мао Цзэдуна. Важную часть своей, к сожалению, непродолжительной жизни, он провел в СССР. Более того, он даже участвовал в Великой Отечественной войне в составе РККА.

Детство в Китае

Мао Аньин родился в 1922 году в китайском городе Чанша, где его отец, Мао Цзэдун, занимал пост секретаря отделения Компартии Китая в провинции Хунань. Мальчик рос в семье, которая уже тогда находилась в эпицентре политических бурь. Его мать, Ян Кайхуэй, была второй женой Мао Цзэдуна и активной участницей революционного движения. Однако в 1930 году она была схвачена и казнена силами Гоминьдана, когда Аньину было всего восемь лет. Эта трагедия оставила неизгладимый след в жизни мальчика.

После смерти матери Мао Аньин вместе с младшими братьями оказался на улице. Семья Мао подвергалась жестоким репрессиям, и дети вынуждены были бродяжничать, жить в трущобах и бороться за выживание. Однако их отец, который уже тогда начал набирать политическую силу, не оставил сыновей без внимания. Сложными дипломатическими путями Мао Цзэдун переправил Аньина и его брата в Советский Союз.

Начало советской жизни

В 1933 году Мао Аньин оказался в знаменитом Интернациональном детском доме имени Елены Стасовой в городе Иваново. Этот детский дом был создан специально для детей революционеров и коммунистических лидеров со всего мира. Мао Аньин стал одним из нескольких китайских воспитанников Интердома.

Для конспирации мальчика записали под именем Сережа Юнфу. Воспитатели и сверстники вспоминали его как способного, активного и целеустремленного подростка. Он быстро выучил русский язык, освоился в новой среде и проявлял интерес к учебе. Именно в этот период Мао Аньин начал формироваться как личность, впитывая советскую культуру и идеологию.

Путь на фронт

Когда началась Великая Отечественная война, Мао Аньину было 19 лет. К этому времени он уже чувствовал себя частью советского общества и искренне переживал за судьбу страны, которая стала его вторым домом. В 1941 году он написал несколько писем на имя Иосифа Сталина с просьбой отправить его на фронт. В своих обращениях он подчеркивал, что готов сражаться за СССР так же, как сражался бы за Китай. Его слова звучали искренне и проникновенно: «СССР я люблю так же, как люблю Китай. Я не могу смотреть, как германские фашисты топчут Вашу страну. Я хочу мстить за миллионы убитых советских людей».

Советское руководство, согласовав этот вопрос с Мао Цзэдуном, приняло решение дать молодому китайцу возможность проявить себя. Однако его участие в боевых действиях было строго секретным. Мао Аньин опять получил новые имя и фамилию — Сергей Маев. Выданные документы указывали на его бурятское происхождение.

Военная служба

Прежде чем попасть на фронт, Мао Аньин прошел серьезную подготовку. Он окончил курсы для сержантов, а затем поступил в Военно-политическую академию имени Ленина, где получил звание лейтенанта. После выпуска его назначили заместителем командира танковой роты по политической части.

Мао Аньин воевал на 2-м Белорусском фронте, участвуя в освобождении оккупированных территорий. Сослуживцы отмечали его смелость, дисциплину и преданность делу. Лишь немногие из командования знали, кем он был на самом деле. Для большинства он оставался просто Сергеем Маевым — молодым офицером с бурятскими корнями.

Возвращение в Китай

После окончания войны Мао Аньин вернулся в Китай. Поначалу его отец был рад этому возвращению. Причем, в письмах он неоднократно благодарил Сталина за заботу о сыне и прекрасном образовании, подаренном ему советскими учителями и преподавателями. 

Вскоре Мао Цзэдун возглавил страну, провозгласив Китайскую Народную Республику в 1949 году. И тут между отцом и сыном появилась трещина в отношениях, приведшая к взаимному разочарованию. 

Аньин, отлично подкованный в коммунистической идеологии, увидел в действиях отца многочисленные перегибы и признаки формирования культа личности. Однако подобные замечания, даже от своего родного человека, китайский лидер расценил как «антипартийное выступление» и отправил сына на «трудовое перевоспитание» в родную деревню. 

Отношения между ними к тому времени окончательно испортились, поэтому Мао Аньин воспользовался возможностью и в 1950 году добровольцем ушел на Корейскую войну. В ноябре того же года там он и погиб в результате авиаудара американских войск. 

Мао, узнав об этом, отказался объявлять национальный траур и хоть как-то публично реагировать на гибель сына. «Погиб простой боец», — сказал он тогда.