Берлинская стена, несколько десятилетий разделявшая не только город, но и целый мир, сегодня часто подвергается критике. Однако анализ архивных документов того времени показывает, что для руководства ГДР и СССР её возведение было вынужденной мерой безопасности. Ярким подтверждением остроты кризиса стал танковый инцидент у КПП «Чарли» в октябре 1961 года — момент, когда холодная война едва не стала горячей.
На острие танковых стволов
Согласно общепринятой версии, 27 октября 1961 года американские военные предприняли попытку демонтировать часть новых заграждений на границе секторов. Колонна из трёх джипов, бульдозеров и десяти танков M48 «Паттон» в полной боевой готовности двинулась к пропускному пункту «Чарли».
Якуты: самые шокирующие факты
Это была откровенная провокация. Но едва американская техника пересекла линию разграничения и оказалась на территории советского сектора, ей навстречу вышли советские танки Т-55. Две стальные армады замерли на Фридрихштрассе буквально «дуло в дуло». Последующие 16 часов стали прямым испытанием нервов — от выдержки простых танкистов зависело, начнётся ли Третья мировая война. Пока экипажи стояли в готовности, в Вашингтоне и Москве шли срочные закрытые переговоры. Утром 28 октября, не сделав ни одного выстрела, американская колонна развернулась и ушла.
Взгляд из башни Т-55
Особый интерес представляют воспоминания непосредственных участников событий с советской стороны. По их воспоминаниям в 16 часов 27 октября 1961 года 68-й гвардейский танковый полк был поднят по тревоге и к 22 часам выдвинулся к границе. В частности третий танковый батальон занял позицию среди руин Драматического театра Берлина, откуда впоследствии выехал навстречу американской военной технике, оказавшейся в советском секторе Берлина. В то же время если официальная историография утверждает, что как только американцы пересекли КПП, то тут же были остановлены советскими танкистами и в таком положении провели ночь, то согласно воспоминаниям наших военнослужащих, все было не совсем так. В тот момент, когда советские танкисты показались у КПП «Чарли», американские бульдозеры уже приступили к уничтожению фортификационных заграждений. Увидев советских солдат, они в панике бросили технику и на джипах скрылись в американском секторе. Вскоре они вернулись, но уже под прикрытием танков М-48, которые и простояли «дуло в дуло» напротив советских танков на Фридрихштрассе у КПП «Чарли» до утра следующего дня. Танкисты обеих сторон ждали приказа открыть огонь, но он, к счастью, так и не поступил. Причем из рассекреченных документов США хорошо известно, что у американцев был составлен подробный план боевых действий против русских в Германии, включая удары по ГДР ядерным оружием. Однако события 27 октября 1961 года у КПП «Чарли» ясно показали американцам, что СССР готов к любому развитию ситуации, и в случае применения против своих военнослужащих силы, мгновенно ответит тем же. Мало того, после провокации 1961 года, американские солдаты в Западном Берлине были отрезаны от какой-либо помощи извне, так как советская авиация блокировала аэродром «Темпельхоф». Несмотря на то, что напряженность быстро спала, еще несколько месяцев танки противостоящих друг другу сторон находились поблизости от Берлинской стены, готовые в любой момент отразить новую провокацию американцев. При этом необходимо отметить, что лишь после окончания противостояния 27 октября 1961 года многие страны юридически признали существование ГДР и установили с ней дипломатические отношения.

