В Советской Армии «дед» – это военнослужащий, прослуживший полтора года. Данный статус среди срочников считался наиболее привилегированным, ведь до демобилизации оставалось совсем немного (кто-то даже расшифровывал слово «дед» как «Домой Едут Дембеля»). Но переходу в «деды» предшествовал специальный обряд посвящения.
Так становились «дедушками»
«Черпакам», то есть тем, кто в армии отслужил от 12 до 18 месяцев, для перевода в «деды» требовалось лечь на живот, а на ягодицы положить подушку. Далее по ней начинали бить ниткой, а посвящаемый должен был орать что есть мочи – якобы от боли. При выполнении этого «обряда» артистические способности приветствовались, иначе опытный армеец рисковал получить полупрезрительный статус «беспонтового деда», над которым могли смеяться даже «черпаки» и «духи» (те, кто провёл в армии менее шести месяцев).
С этого момента старослужащие начинали вести себя по-другому. Например, в столовой «деды» отдавали «духам» своё масло. При этом новобранец должен обязательно сказать, сколько дней «дедушке» осталось служить. Если «молодой» ошибался, то вместо масла он получал тумаки. Правда, в некоторых армейских подразделениях «деды» всё же съедали бутерброд с маслом после получения ответа, но предварительно нарисовав на нём заветное число черенком ложки.
Во время вечерней поверки вызванный при перекличке «дедушка» говорил оставшееся количество дней до дембеля – «якать» для старослужащего считалось дурным тоном.
Большая разница
Были в Советской Армии и «бумажные деды» – выпускники вузов, призвавшиеся на год, и «деды в натуре» – срочники, возраст которых перевалил за четверть века (в СССР в армию призывали до 27 лет). Таких «дедов» старослужащие, как правило, не трогали.
Но описанные правила работали не везде. Дедовщина как явление в армии в СССР зародилась в 60-70 годах. По этой причине чёткие требования к переводу из одного армейского статуса в другой и нормы поведения к моменту распада Советского Союза ещё не успели окончательно сформироваться.
Так, популярный актёр и телеведущий Дмитрий Нагиев утверждает – в Советской Армии было скорее распространено деление не на «духов» и «дедов», а по национальному признаку. В частях, где преобладали выходцы из среднеазиатских и северокавказских республик, солдатские группировки складывались по принципу землячеств. Русским солдатам, оказавшимся в меньшинстве, в них служилось крайне тяжело – и в первые полгода, и в оставшиеся «сто дней до приказа».