По свидетельствам социалистки Анжелики Балабановой, Надежда Крупская была весьма расстроена расстрелом Фанни Каплан, пытавшейся убить Ленина. Надежда Константиновна даже рыдала, рассказывая Балабановой эту историю. Но так ли все было на самом деле?
История покушения
30 августа 1918 года после митинга на заводе Михельсона, где выступал Владимир Ленин, на вождя было совершено одно из самых знаменитых покушений. По горячим следам была задержана подозреваемая — эсерка Фанни Каплан. Каплан призналась в содеянном. Причем, девушка настаивала на том, что стреляла в Ленина по собственной инициативе. Больше ничего внятного добиться от Фанни Каплан не удалось. Впрочем, следствия как такового вообще не проводилось.
Уже 3 сентября того же года без приговора суда Фанни Каплан была убита прямо в Кремле. Устный приказ об этом отдал председатель ВЦИК Яков Свердлов. Мало того, комендант Кремля Павел Мальков, стрелявший в подозреваемую, и поэт Демьян Бедный, присутствовавший на этой своеобразной казни, сожгли тело Каплан в бочке. Некоторые историки считают, что такая спешка была обусловлена тем, что никто не сомневался в виновности Каплан.
«Как это страшно»
О расстреле Каплан Владимиру Ленину сообщили не сразу. Дело в том, что Ильич, хоть и остался жив, но получил довольно серьезные ранения. Как утверждает Михаил Пазин, автор книги «Страсти по власти: от Ленина до Путина», вождь встал с постели только в день казни Каплан, а на следующие сутки узнал о произошедшем. Видимо, тогда Владимир Ильич поделился этой новостью и со своей супругой Надеждой Константиновной Крупской.
Социалистка Анжелика Балабанова, которая побывала в те дни в Горках, куда перебрались Ульяновы, вспоминала, что Ленин был потрясен смертью Каплан. Крупская, по словам той же Балабановой, чувствовала себя еще хуже. Надежда Константиновна выглядела очень расстроенной, а, оставшись с Балабановой один на один, даже разрыдалась, рассказывая о расстреле эсерки. Крупская, сказала, обняв гостью: «Как это страшно – казнить революционерку в революционной стране».
Правда или ложь?
Однако историк Юрий Фельштинский, автор книги «Вожди в законе», называет описанную сцену неправдоподобной. Дело в том, что Анжелика Балабанова утверждала, что встречалась с Лениным и Крупской в «секретном месте», коим и были Горки. Вот только в Горки супруги Ульяновы по совету врачей уехали 24-25 сентября 1918 года. Поэтому Фельштинский не верит в то, что спустя месяц после расстрела Фанни Каплан Надежда Константиновна продолжала горевать о ее гибели.
Вообще рассказы Балабановой у многих историков вызывают сомнения. К примеру, Анжелика Балабанова свидетельствовала о том, что именно Ленин отдал приказ о расстреле Фанни Каплан, а Крупская уговаривала его помиловать эсерку. Якобы Ильич сказал тогда жене, что судьбу Каплан «решит Центральный Комитет». В тот момент, опять же по заявлениям Балабановой, Каплан уже была убита, и вождь об этом прекрасно знал. В таком случае непонятно, почему Ленин, по словам все той же Балабановой, был так потрясен смертью Каплан.