Биографию Аркадия Гайдара в Советском Союзе в общих чертах изучал каждый школьник. Именно в общих. Знали, что он в Гражданскую командовал полком в очень раннем возрасте, после войны писал детские книжки, а потом героически погиб в самом начале Великой Отечественной войны. Подробности его биографии в советское время не сообщались, о них стало известно лишь в постсоветское время. Что, впрочем, отнюдь не изменило отношения к его произведениям у большинства читателей. И это вполне справедливо.
Из всей биографии писателя, до сих пор неизвестны лишь обстоятельства его гибели. Существует несколько версий.
Из того, что известно достоверно: Аркадий Гайдар находился в начале войны на Юго-Западном фронте в качестве корреспондента газеты «Комсомольская правда». Написал несколько очерков, которые были опубликованы. Последний материал — большая статья про руководителя обороны Киева, командующего 37-й армией, генерал-майора А. А. Власова. В 1941-м почему-то статью не напечатали, а потом по понятным причинам никто её не стал публиковать.
Согласно существовавшей в советское время версии, после окружения войск Юго-Западного фронта Аркадий Гайдар воевал в партизанском отряде пулеметчиком. Причем под своей настоящей фамилией Голиков. 26 октября 1941 в районе села Лепляво Гайдар с группой партизан попал в засаду и, спасая других своих товарищей, погиб. История эта описывалась с большим количеством подробностей, которые никто не мог знать, но в советское время на это внимания не обращали. Тогда это было в порядке вещей.
Почему Гайдар попал в партизанский отряд, а не вышел из окружения вместе с частями Красной Армии или не улетел на самолете с другими журналистами, точно не известно. Журналисты, вместе с которыми Гайдар работал в Киеве, и которых вывезли на самолете 18 сентября, утверждали, что он не захотел лететь, а предпочел выходить из окружения вместе с войсками, чтобы об этом потом написать. Причём, что важно, как утверждали все, сам Гайдар провожал своих коллег на киевском аэродроме. И, кстати, из журналистов остался не он один.
Его жена получила от него письмо, переданное с тем самым последним самолетом. В нем было: «Вчера вернулся и завтра выезжаю на передовую, и связь со мною будет прервана. Посмотри на Киев, на карту, и всё поймёшь сама. У вас на центральном участке положение пока благополучное...». Когда она получила письмо, все уже знали, что Киев взят немцами.
В 1942 году жена Гайдара получила письмо от некого лейтенанта С. Абрамова, в котором ей сообщалось, что писатель погиб, находясь в партизанском отряде. Письмо содержало много подробностей. Указывалось, где похоронен Гайдар.
После войны, в 1947 году, могила была найдена, и Гайдара перезахоронили. Правда, в одних источниках утверждается, что тело опознала сестра. Сами же родственники утверждали, что в могиле находился не Аркадий Гайдар. В газете «Аргументы и факты» была напечатана статья Германа Дроздова, в которой описано, как раскапывали могилу и как родные не признали тело. Но, согласно личному указанию Сталина, найти и похоронить, Сергей Михалков, присутствовавший при этом событии, смог убедить сестру писателя опознать Гайдара.
Хочется обратить внимание, что у версии с партизанским отрядом есть много нестыковок. Если, как утверждают все свидетели, Аркадий Гайдар ещё 18 сентября находился в Киеве, то совершенно непонятно, как он потом мог оказаться в партизанском отряде в районе Канева. Если он с бойцами 37-й армии выходил из окружения, то Канев — это совсем в другой стороне. В одной из статей указывается, что в партизанский отряд Гайдар попал, выходя из окружения с группой бойцов под командованием начальника штаба истребительной авиадивизии ПВО. Но штаб единственной 36-й авиадивизии ПВО, которая находилась на Юго-Западном фронте, был в Киеве, и выходить из окружения в сторону Канева тоже не мог. Мало того, 18-19 сентября попасть из Киева в тот район уже было практически невозможно. Разве что специальным рейсом на боевом самолете.
Интересную информацию опубликовали в журнале «Совершенно секретно» №10/25. Там рассказывалось, что в 41-42-м годах предполагалось, будто Гайдар сознательно не стал улетать из Киева. И с учетом того, что перед этим он взялся за изучение немецкого языка, предполагали возможность его перехода на сторону немцев. Впрочем, никакого официального развития эта версия не получила.
Есть и ещё одна версия, которую можно найти в альманахе «Лебедь» в № 504 за 2006 год, и предлагает её Владимир Батшев. Согласно его версии, Гайдар выходил из окружения вместе с группой бойцов. По дороге он стал предлагать своим попутчикам организовать партизанский отряд и остаться в тылу у немцев. Когда они не согласились, мотивируя тем, что есть приказ выходить из окружения, а не партизанить, Гайдар стал им угрожать. После чего был убит, а после выхода из окружения бойцы сказали, что напоролись на засаду, в которой писатель и погиб. Данная версия выглядит крайне неубедительно, в первую очередь тем, что непонятно откуда такие подробности вообще стали известны.
Тот же Батшев приводит рассказ кинодраматурга Валентина Дьяченко, который в 1942 году сидел в лагере, и якобы туда привезли Гайдара, который вел себя неадекватно, и в результате был застрелен конвойными. Впрочем, сам автор статьи не особо верит в эту версию. Есть ещё версия в «Российской газете» (№ 5617) о том, что Гайдар с несколькими бойцами, попавшими в окружение, только начал создавать партизанский отряд, но попал в засаду и был убит.
Таким образом видно, что версий гибели достаточно много, но все они имеют недостатки, не позволяющие хоть одну считать достоверной на сто процентов. И, учитывая, сколько прошло времени, нет уверенности, что когда-то станет известно, как и когда погиб детский писатель Аркадий Гайдар.