20/12/25

Как женщины на Руси обманывали мужей

Во все времена женщин волновал вопрос: как сохранить любовь и уважение в браке? Если современные советы пестрят психологией, то наши прапрабабушки полагались на мудрость предков, магию трав и тонкое знание мужской природы. Их «рецепты» семейного счастья были суеверны, но всегда изобретательны.

Поясок для любимого

Свадебные ритуалы были первой линией обороны. Считалось, что та из молодых, кто первым ступит на подножный платок или выше поднимет венчальную свечу, станет главой в семье. Даже серьги в уши невесте в Тамбовской губернии вдевала «счастливая» в браке женщина, чтобы передать частицу своего благополучия.

Особой силой наделялся пояс, подаренный девушкой избраннику. Это был не просто знак симпатии, а оберег, «привязывающий» суженого. Замужние женщины ткали для мужей пояса, веря, что те защитят от дурного глаза, чужого приворота и не дадут «загулять».

Красота и хлебосольство

Путь к сердцу мужчины лежал не только через магию, но и через вполне земные умения. Русские красавицы знали толк в натуральной косметике: умывались отваром ромашки для белизны, а зубы чистили… куриными косточками. Если красота вдруг «поблекла», можно было шепнуть заговор на платок, утереть им лицо — и привлекательность возвращалась.

Но главным козырем было кулинарное искусство. Иностранцы в один голос восхищались «хлебосольством московиток». Жены баловали мужей не только праздничными лебедями в уксусе, но и десятками видов повседневных пирогов: векошниками, калинниками, наливáшниками и знаменитыми кулебяками. Вкусная еда, по наблюдениям путешественника Адама Олеария, имела «вкус не без приятностей» и была надежным фундаментом домашнего уюта.

Нажить товарища

Если жёны Руси преимущественно представали перед мужьями «покорными, кроткими и тихими», то с конца XVIII- начала XIX века некоторым пришлось выработать новую стратегию. В то время как крестьянские жёны по-прежнему оставались смиренными женами-рабынями, дворянки успешно становились теми, кого хотели видеть мужчины-современники.

По воспоминаниям русского писателя и философа Андрея Болотова, в результате женитьбы он «нажил себе такого товарища», с которым разделял «радости и утехи, заботы и попечения». Живший с Болотовым в одно время поэт Гавриил Державин писал, что будущая жена привлекла его «здравыми рассуждениями», хотя «приятная в обращении» девушка была «не без ловкости».

Облегчить мужа во всех заботах

Многие жёны не только выполняли исключительно женскую работу по дому, но и перекладывали на собственные плечи мужские обязанности. Например, жена драматурга эпохи Просвещения Михаила Хераскова Елизавета Васильевна умела «облегчить мужа во всех заботах по хозяйству», при этом она оставалась «доброй, умной и любезной».

Многие мужчины могли не тяготиться хозяйственными проблемами, потому как деловые качества их супруг, их энтузиазм и умение одним своим появлением «выводить ленивых из бездействия» обеспечивали материальное благополучие семьи.

Приворотные корни

Если никакие ухищрения не помогали, оставалось одно – искать помощи у ворожеи, а если возможности сходить к ней нет, то заполучить один из травников (или хотя бы запомнить рецепт, рассказанный соседкой).

Так, в одном из травников XVII века предлагалось класть приворотный корень травы кукоос за зеркало и каждый вечер говорить особенное заклинание. Эффект обещали удивительный – муж не сможет на жену насмотреться.

Другой путь к семейному счастью – носить особенную траву, собранную в Петров день, в нательном кресте. Только предварительно её корень нужно истолочь в порошок и смешать с воском свечей, собранных после молебна у икон Христа и Богородицы.

Растительный алкозельцер

В книге знатока русского народного быта Михаила Забылина находим другие советы. Мужей, которые не знали меры в употреблении спиртного, многие жёны опаивали настоем порошка петуньи и оливкового масла.

Популярный сегодня садовый цветок якобы «сохранял от опьянения», делал подвыпивших мужчин уравновешенными, доброжелательными и покладистыми.

На худой конец, к Наське Черниговке

В XVII веке москвички охотно пользовались услугами некой Наськи Черниговки. Она, к слову, вместе с другими знахарками обвинялась в порче царицы Евдокии в 1638 году. Колдунья славилась тем, что смягчала мужские сердца, усмиряла ревнивцев и избавляла женщин от побоев.

Так, её излюбленным приворотом была ворожба на мыле, соли, белилах и пепле. Обратившейся страдалице предлагалось умываться заговоренным мылом и щедро красить лицо белилами. В пищу и питье мужа, не экономя, следовало добавлять соль, а также пепел от сожженного ворота рубахи.

Многим ли помогла знахарка, не известно. Правда, есть свидетельства, что одна из наивных жён вместо ожидаемой ласки и любви получила от мужа новые порции тумаков.

Не все женские хитрости действовали так, как задумывалось, но неудачи лишь разжигали желание найти тот самый беспроигрышный рецепт для «приворота» благоверного.