Сейчас подавляющее большинство новостей, если не все, сосредоточены вокруг стремительно распространяющейся по миру пандемии — коронавируса нового типа. И хотя относительно опасности заболевания и даже его реалистичности высказываются самые разные мнения, сложно спорить с тем, что мир уже не будет прежним. Но это совсем не повод для паники.
Черная или натуральная оспа
С серьезными заболеваниями, способными если не уничтожить, но существенно проредить человечество, мир сталкивался относительно недавно — в 70-х гг. прошлого века. Одна из крупных последних вспышек произошла в Югославии в 1972 году. И это был не современный коронавирус, который хоть и является инфекцией неприятной и смертельной, куда менее опасен, чем черная или натуральная оспа. Массовая вакцинация и активная борьба с болезнью позволила к сегодняшнему дню победить ее полностью. В 1959-1960 гг. вспышку страшного заболевания предотвратили в Москве.
А спустя десятилетие с небольшим инфекция обнаружила себя в Югославии. Тогда только своевременные действия помогли избежать распространения оспы по Европе. Страшно представить, что могла бы натворить болезнь с летальностью 20-40% (а в некоторых особо опасных случаях — и до 90%) и опасными последствиями в виде слепоты и уродливых рубцов на коже.
Бойтесь паломника, дары приносящего...
В феврале 1972 года косовар Ибрагим Хоти решил отправиться в священное паломничество к мусульманским святыням. В то время на Ближнем Востоке произошла вспышка черной оспы. А потому Министерство здравоохранения Югославии было начеку и выпускало желающих отправиться туда туристов только после вакцинации и при наличии соответствующей справки.
Как предполагает Горан Маркович в книге «Вариола Вера» (она стала сценарием для одноименного фильма об эпидемии), Ибрагиму было лень ехать в ближайшую республиканскую столицу Скопье. Поэтому справку он просто купил и отправился в хадж, посетив не только Мекку и Медину, но и другие святыни.
В родное село Ибрагим вернулся настоящим героем, одарив односельчан не только рассказами, но и многочисленными подарками. Один из них — флейта — достался близкому другу, учителю из соседнего города Латифу Мумджичу. Через десять дней вернувшийся домой учитель заболел. Высокую температуру пытались лечить пенициллином, но результатов не было, и Латифа госпитализировали.
Нетипичная аллергическая реакция
В больнице у Латифа появилась сыпь. Сначала у учителя заподозрили аллергическую реакцию на антибиотики, потом взяли анализы на холеру — безрезультатно. Ни о каком карантине и изоляции все это время речь даже не шла — больного демонстрировали интернам, как редкий случай нетипичной аллергии. Да и общение с медперсоналом и соседями по палате ничем не ограничивалось.
Так и не разобравшись, в чем дело, больного отправили в Белград лечить от нераспознанного дерматологического заболевания. Но, спустя три дня, пациент скончался от начавшегося внутреннего кровотечения и анафилактического шока. Почему-то и эти симптомы не насторожили врачей — тело было передано родственникам и захоронено ими по мусульманским обычаям. Казалось бы, вот и конец, но история только начиналась...
Эпидемия во всей красе
Тревогу югославские врачи забили через некоторое время после похорон, когда подобные симптомы появились у племянницы покойного и пары, присутствовавшей на траурной церемонии. Заболел и сосед Латифа по палате, а следом — медперсонал больницы и осматривавшие зараженного интерны. Страшные слова VARIOLA VERA — черная оспа — были произнесены.
Как пишет Дмитрий Михель в книге «Оспа в контексте истории», сложность состояла в том, что в 70-х гг. о болезни уже стали забывать. С ней успешно боролись вакцинацией, вспышек в Европе не было очень давно. Югославским врачам довелось столкнуться с заболеванием, о котором они могли только читать. Пропустив вспышку, власти страны попытались ее замолчать. Но 90 выявленных за несколько дней случаев жутко заразного заболевания, уносящего жизнь как минимум каждого четвертого, в туристическом регионе при открытых границах — это уже международная катастрофа.
Миссия Дональда Хендерсона
За дело взялась ВОЗ — в Югославию был направлен специалист по черной оспе Дональд Хендерсон. Дальнейшие действия предпринимались уже на самом высоком уровне — лично президентом страны Тито. Закрытие границ, всеобщий карантин, запрет на перемещение между городами и ограничение пребывания вне дома. Для решения повседневных задач людям выделили более 30 000 защитных костюмов.
Обезлюдевшие улицы, пустые пляжи, общественный транспорт без пассажиров, врачи и военные в защитных костюмах. Обстановка в Югославии стала напоминать кадры из фильма-катастрофы. Но все это и принудительная вакцинация 18-ти миллионного населения страны принесли свои плоды. Распространение инфекции удалось остановить. По данным ВОЗ жертвами вспышки стали 173 зараженных из которых 36 умерли. Парадоксально, но «нулевой пациент» — Ибрагим Хоти, привезший заразу в страну, отделался относительно легко: потемпературил немного и выздоровел.