Шлем Александра Невского, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля, – предмет-загадка. Некоторые из них учёные из разных областей пытаются разгадать на протяжении десятилетий. Так, много вопросов вызывает фраза из Корана, написанная на защитном головном уборе.
Внешний вид
Шлем князя – кладезь православных символов. Форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке… И всё это дополняет 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». Но для чего?
Считается, что шлем Невского перековали в XVII веке специально для Михаила Фёдоровича, первого царя от Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями, после чего вещь стала называться «Ерихонская шапка царя Михаила Фёдоровича».
Больше, чем шлем
В XX веке историки усомнились в том, что шлем мог когда-то принадлежать Александру Невскому. Было проведено множество экспертиз и анализов, в результате чего установили – «Ерихонскую шапку» изготовили на Востоке, после чего она подверглась «христианскому тюнингу». Правда, объяснить, почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо» с поверхности шлема, пока не удаётся. Любопытно также то, что арабская вязь украшала шлем Ивана Грозного и других родовитых персон средневековой Руси.
Можно предположить, что сочетание символом двух религий на одном предмете – первое проявление межконфессиональной толерантности, которая стала основой для будущей российской межнациональной политики. Не исключено и то, что выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства. Но наверняка это узнать уже, скорее всего, не получится…